Развитие речи по теме "Посуда"
https://youtu.be/Ydy463U2CeQ (переходите по ссылке)
Памятка для родителей
Какие они, семейные традиции и ценности, в чем их сила и притягательность?
Любовь. Глубокое и искреннее чувство, которое ведет мужчину и женщину к созданию семьи. Любовь матери к ребенку – истинная и безграничная, любовь ребенка к своим родителям – безусловная и полная доверия.
Ответственность. В данном случае перед семьей, ведь все что мы делаем – мы делаем ради своей семьи.
Общение. С близкими людьми мы делимся всем – впечатлениями дня, ссорой с начальником, несправедливостью учителя в школе и надеемся на утешение, понимание и добрый совет.
Забота и поддержка. Каждый человек хочет быть уверенным в том, что есть место, где ему всегда рады, где его любят и ценят, где его примут и поймут в любом состоянии, в любой ситуации. Место, где близкие люди помогут ему, согреют его и дадут силы жить дальше.
Уважение. Полное взаимопонимание между членами семьи возможно только тогда, когда с интересами и потребностями другого человека в семье считаются, когда соблюдают комфортный для него формат общения, когда признают его ценность и значимость. Как только исчезает уважение, исчезает и любовь.
Умение прощать. Если люди любят, они не держат зла и не зацикливаются на обидах, они пытаются найти компромисс и жить дальше. Дети должны знать, что в семье их всегда поймут и простят.
Честность. Доверие, которое испытывают друг к другу люди в семье невозможно переоценить. Пожалуй, нет другого такого сообщества, где это качество выражено столь ярко и неподдельно. Честность и искренность в семейных отношениях рождают доверие и спокойную уверенность в благополучии.
Традиции. Еженедельные прогулки в лесу, выбивание ковриков по субботам, совместные поездки на дачу или празднование семейных праздников – это верный путь к укреплению семьи.
Предлагаю Вам артикуляционные упражнения, которые необходимо проводить
с ребенком регулярно для тренировки речевых органов
Роль семьи в развитии речи детей
Правильная и красивая речь – это богатство, которое может подарить ребенку каждый родитель, и оно особенно ценно, потому что останется с ним на всю жизнь. Речь малыша формируется в общении с окружающими его взрослыми. Очень важно, чтобы мама и папа заботились о своевременном развитии речи детей, обращали внимание на ее чистоту и правильность. Известно, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли. Ваш малыш будет иметь более широкие возможности в познании мира и в общении с друзьями. Чем лучше речь, тем активнее происходит его психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на развитии и поведении ребенка. Вырастая, малыш осознает свой недостаток, становится молчаливым, застенчивым и нерешительным. Это не то будущее, которое хотели бы видеть родители!
Поэтому милые мамы и папы, бабушки и дедушки!
Общайтесь с ребенком с первых минут его появления на свет правильно, следите за своим произношением, оно должно быть четким и чистым, а речь неторопливой. Предметы надо называть правильно, не искажая слова, не имитируя речь детей (если очень хочется - посюсюкайте с ним, когда он заснул…) Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.
Многие родители часто задают вопрос: «Почему ребёнок плохо говорит?»
Для развития речи большое значение имеет – состояние его высшей нервной деятельности, т.е. психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения), его физическое состояние. Отрицательное влияние на формирование речи оказывают различные заболевания (особенно на часто болеющих детей), влияние неблагополучной наследственности, плохая экология, неполноценное питание, психологический климат в семье и ряд других факторов. Они ослабевают организм ребенка, снижают его психическую активность.
Как развивать речь детей в домашних условиях?
1. Разговаривайте с ребенком все свободное время. Озвучивайте любую ситуацию – но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас.
2. Если ваш малыш еще только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию. Привлекайте внимание к губам, например, сложите губы трубочкой, потом улыбнитесь, пошлепайте губами, цокайте язычком, заведите моторчик губами – пррррррррр, сделайте круглые губы, широко открывайте и закрывайте рот и тому подобное…
3. Покупайте свистульки, вертушки, воздушные шарики, соломку для коктейля, чтобы дуть в воде, мыльные пузыри – все, что заводится с помощью ветра. Так вы вырабатываете устойчивую воздушную струю, необходимую для формирования звука.
4. Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, каждую фразу. Известно, что дети очень чутки к интонации; поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно.
5. Не употребляйте слишком длинных фраз. И не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.
6. Комментируйте его и свои действия. Например, «Сейчас я принесу одежду, и мы будем одеваться на прогулку. Что ты оденешь: шорты или брюки, красную или синюю футболку?». Ребенок вынужден ответить словом, а не жестом, особенно если предметы одежды находятся в зоне его недосягаемости, на верхней полке шкафа. Побуждайте к речи «Мы одели футболку, брюки, теперь будем обуваться! Принеси ботинки и т. д.»
7. Вызывайте речь на сильных эмоциях, например, если ребенок что-то просит, сделайте вид, что не понимаете, объясните ему, что надо попросить и как надо сказать, он повторит за вами.
8. Занимайтесь пальчиковыми играми (речевая зона является частью двигательного центра в коре головного мозга, т. о. мышление находится на кончиках пальцев). Играйте в мозаику, «Лего», перебирайте фасоль, крупы, раскладывайте по цветам пуговицы, лепите из теста, пластилина любые поделки и т. п.
9. На начальном этапе в развитии речи займитесь звукоподражаниями игрушек, животных, машин. Например, машина – ж-ж-ж, самолет – в-в-в, комарики звенят – з-з-з, водичка – с-с-с, мышка – пи-пи-пи … и так далее.
10. Обратите внимание малыша, где «живет голосок». Возьмите его на колени, прижмите к груди и спойте песенку. Ребенок почувствует вибрацию вашей грудной клетки – это голос. Когда вы молчите – голоса нет, когда поете или говорите – голос есть. Придумайте игру «Включи голосок».
11. Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз – не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение – покажите его в лицах и с предметами; а предметы дайте ребенку потрогать, поиграть с ними. Дождитесь, пока ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем пробуйте не договаривать последнее слово каждой строки, предоставляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринять ритм и воспроизвести его.
12. Подкрепляйте любое занятие положительными эмоциями, заканчивайте упражнения до того, как ребенок устанет. Ставьте часы перед собой и занимайтесь 10-15 минут, не больше, но 2-3- раза в день. Родители нервничают, что быстро не получается и занятие затягивается на 40 минут и более… Внимание ребенок уже не концентрирует, он устал, а вы упорно наседаете дальше. Эти часы – для Вас! Прошло 15 минут, отдохните, переключите его на другое, сходите погулять или поиграйте.
13. Если ребенок произносит плохо начальный звук, возьмите его ладошку – четко произнесите первый звук, демонстрируя воздушный поток на ручку малыша. Например, слово - «СПАСИБО», где в его исполнении первый звук «С» выпадает. Вы произносите звук С в этом слове немного протяжнее на ладошку - «СССПАСИБО». Ребёнок почувствует этот холодный ветерок. Теперь попросите – пусть сам скажет на свою ладошку тоже с ветерком …
14. Развивайте фонематический слух, побуждая различать слова, отличающиеся одним звуком (крыса – крыша, нос – нож, уточка – удочка).
15. Очень важно, чтобы ребенок, постигая, узнавая что-то новое, имел возможность не только видеть новый предмет, но и трогать, нюхать, щупать его, то есть – изучать различными способами. Если вы видите, что ребенок что-то трогает, с чем-то играет, сразу же назовите этот предмет несколько раз – коротко, четко, выразительно.
16. Организовывайте игры: например, игра «Чего (кого) не стало? Возьмите 3 игрушки, рассмотрите их с ребёнком. Затем предложите ребёнку закрыть глазки и одну игрушку спрячьте под платок. Чего не хватает? и т. д.
17. Помните: только вы и ваша вера в его силы и способности могут помочь ему развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша!
Успехов вам и терпения!
Презентация на тему: "Эта нужная артикуляционная гимнастика"
http://www.myshared.ru/slide/801180/ (перехоите по ссылке)
Фрагменты индивидуальных занятий по формированию фонематического восприятия.
https://www.youtube.com/watch?v=jnpepOFcajE (для просмотра переходите по ссылке)
Источник: https://elochka23.caduk.ru/p48aa1.html
Консультация для родителей на тему:
«Обучение дошкольников элементам грамоты»
Цель: систематизировать знания родителей по подготовке детей к обучению грамоте.
Ход консультации
- Вводная беседа.
Подготовить ребенка к школе, школьному обучению – задача не только педагогов детского сада, но и родителей.
Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой «языковой одаренности». Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего необходимо достаточное развитие фонематического слуха произносительной стороны речи, что служит основой овладения навыками звукобуквенного анализа. Это служит профилактике нарушений письменной речи при обучении в школе.
Учить дошкольников грамоте необходимо правильно.
- во-первых, нужно развить зрительное и слуховое внимание, устную речь, память, мышление, мелкую моторику;
- во-вторых, обучение должно проводиться в игровой форме, так как основной вид деятельности дошкольников – это игра;
- в-третьих, при чтении нельзя закреплять у ребенка неправильное произношение звуков. Если у ребенка нарушено правильное произношение звуков, и он начинает изучать буквы, это приводит к возникновению нарушений письма и чтения.
Чтобы научиться читать, ребенок должен понять, что речь состоит из слов, а также усвоить звукослоговое строение слов и обозначение звуков буквами. Связная речь разделяется на предложения, предложения – на слова, слова – на слоги, слоги – на звуки и наоборот, звуки объединяются в слоги, слоги – в слова, слова – в предложения.
- Основные этапы и приемы подготовки ребенка к обучению грамоте
Развитие зрительного восприятия и внимания.
1) Предложите ребенку сложить из счетных палочек, спичек, цветных карандашей по образцу или описанию фигуры.
2) Покажите ребенку, какие фигуры можно сложить из геометрических фигур разных по размеру, вырезанных из цветного картона.
Предложите ребенку самому пофантазировать и придумать, что можно сложить из этих фигур.
Одновременно закрепляются названия геометрических фигур, различение цветов, ориентировка на плоскости. Ребенок должен усвоить понятия справа, слева, вверху, внизу. Научите его использовать предлоги на, в, у, под, от, перед, из, с, из-за, из-под.
3) Складывайте вместе с ребенком разрезные картинки из частей (двух, трех, четырех).
Разрезы могут быть горизонтальными, вертикальными, диагональными, фигурными. Сначала предлагайте простые предметные картинки, потом сюжетные.
Можно использовать кубики с сюжетными картинками, пазлы, конструкторы, мозайки. Они развивают пространственные представления, мелкую моторику пальцев рук.
Развитие слухового восприятия и внимания.
1) упражняйте ребенка в различении неречевых звуков.
Предложите отгадать звук погремушки и бубна, барабана и молоточка.
2) упражняйте в различении речевых звуков.
Покажите картинки и объясните, что девочка укачивает куклу: «А-а». Волк воет: «У-у». У мальчика болит зуб: «О-о». Ослик поет: «И-и». Спойте песенку, прикрыв рот листом бумаги, а ребенок пусть покажет соответствующую картинку.
Обратите внимание ребенка:
- как широко открыт рот, когда произносите звук [а];
- как губы вытянуты вперед, когда произносите звук [у];
- как округлены губы при произнесении звука [о] и улыбаются при звуке [и].
Объясните ребенку, что звуки мы слышим и произносим, а буквы – пишем и видим.
Развитие связной речи.
1) Попросите ребенка рассказать вам в какие игры играл, какую сказку читали в детском саду;
2) упражняйте составлять предложения по картинкам: «Девочка поливает цветы», «Девочка моет руки».
Объясните, что вы составляете предложения, предложения состоят из слов. Попросите ребенка определить количество слов в предложении, составить предложения с определенным количеством слов.
Развитие тонкой моторики и ориентировка на плоскости листа.
Предложите ребенку задания:
- закрашивать предметы, не выходя за контур;
- проводить прямые, вертикальные и горизонтальные, волнистые линии;
- обводить рисунок по точкам;
- штриховать в разных направлениях;
- обводить клеточки в тетради, рисовать различные узоры.
Звуковой анализ и синтез.
1) Покажите ребенку, что из двух звуков [а] и [у] получится крик заблудившихся в лесу детей а-у, из звуков [у] и [а] получается плачь ребенка у-а.
Предложите упражнения:
- Если я произнесу у-у, а потом и-и, что получится? (Уи)
- Я пою ои. Какой звук я произношу сначала, а какой потом?
2) Упражняйте ребенка в выделении гласного звука из начала слова, стоящего под ударением:
- Какой звук я произношу в начале слов у-дочка, о-кунь, а-ист?
- Какие слова, ты знаешь, которые начинаются с этих звуков?
Расскажите, что гласные звуки произносятся легко (воздух не встречает никакой преграды), поэтому их можно петь. Гласные звуки обозначаются красным кружком.
3) Упражняйте ребенка в выделении последнего и первого согласного звука в слове.
Произнесите звук, который должен выделить ребенок, громко, тяните его: лук, мак, кот.
Объясните, что согласные звуки не поются, потому что воздух встречает преграду. Объясните ребенку, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими: [п] и [пь], [к] и [кь]. Твердый согласный – большой братец (обозначается синим кружком), а мягкий согласный – маленький братец (обозначается зеленым кружком). В игровых упражнениях узнавайте и различайте твердые и мягкие согласные звуки («Твердый или мягкий?», «Назови братца»).
4) Упражняйте ребенка в составлении и анализе закрытых слогов: ап, ок, ит.
Используются красные и синие кружки.
- Я произнесу сначала [о], а потом [п]. Какой слог получился? Правильно оп.
- Обозначим звуки кружками. Каким кружком ты обозначишь первый звук? (Звук [о] – гласный, обозначается красным кружком).
- Каким кружком ты обозначишь второй звук? (Синим, потому что звук [п] – согласный).
5) Упражняйте ребенка в определении количества и порядка звуков в слове, составлении звуковых схем слов, подборе слов с определенным количеством звуков.
Знакомство с буквами, соответствующими правильно произносимым звукам. Обучение чтению слогов, слов.
1) Объясните ребенку, что буквы бывают большие и маленькие. Буквы мы видим, пишем, читаем. При знакомстве с новой буквой, найдите с ребенком картинки, в названии которых новая буква стоит в начале слова.
2) Предложите ребенку составить слоги, слова из разрезной азбуки из букв:
- составление и чтение слияний гласных: ау, уа, оа, ао, уо, оу, иа, аи;
- составление и чтение обратных слогов: ам, ум, ом, им, ат, ут, от, ит;
- составление и чтение прямых слогов: ма, му, мо, ми, та, ту, то, ти;
- составление и чтение односложных и двусложных слов из пройденных букв: кот, мак, ком, кит, мама, папа, нота, мука.
- составление и чтение предложений.
3) Упражняйте ребенка в преобразовании слогов (ак – ап, му – пу), слов с помощью замены букв (сок – сук), удалении или добавлении буквы (уха – муха), составлении слов из рассыпанных букв (о, т, к – кот).
- Заключение.
Проводя занятия дома, необходимо помнить об основных правилах:
- занятия должны проходить на положительном эмоциональном фоне;
- нельзя заставлять ребенка заниматься;
- не выражайте свое неудовольствие, разочарование;
- будьте терпеливы, не раздражайтесь;
- хвалите ребенка за старание.
Именно тогда все ваши старания и старания ребенка принесут ожидаемый положительный результат.
<font color="#ff0000">Уважаемые родители.</font> Если папа или мама считают дополнительное образование развлечением, то ребенок начнет думать так же. В этом случае нам с вами необходимо изменить ситуацию.
Поэтому одна из наших первостепенных задач — наладить обратную связь с вами (родителями), стать союзниками, разделяющими наш подход и наше видение образовательного процесса. Большая просьба пройти анкету, для более эфективной взаимосвязи! http://anketa-dlya-roditelej-detej-poseshau.testograf.ru
Как работать с детьми над домашними заданиями
1. Расписание для домашней работы
Многим детям помогает, если у них есть четкое расписание, когда выполнять домашние задания. Для некоторых из них слишком велико бремя ответственности, если им приходится самим решать, когда приниматься за домашнюю работу. Однако, после того, как время определено, нужно придерживаться расписания настолько близко, насколько это возможно.
2. Распределите задания по степени важности
Для некоторых детей проблема, с какого задания начинать выполнение домашней работы, превращается в трудный выбор, и они могут очень долго мучаться этой проблемой.
Если вы предпочитаете распределять задания по важности, предложите ребенку, какое задание выполнять самым первым, какое — вторым, и так далее.
3. Не сидите у ребенка над душой, пока он делает уроки
Часть детей перестает работать, когда родитель решает отойти от ребенка, и не посвящает ему полностью все свое внимание. Это — очень нездоровая «зависимость», потому что ничего подобного ребенок не может воспроизвести в группе.
Если вы уже оказались в такой ситуации, не следует немедленно разрушать установившийся порядок вещей. Двигайтесь маленькими шажками. Несколько дней подряд садитесь в дальнем конце стола. Затем постепенно увеличивайте расстояние между собой и домашней работой, пока, наконец, ваш ребенок не будет работать полностью самостоятельно.
4. Сначала проверьте то, что выполнено правильно
Родители часто имеют привычку обращать внимание в первую очередь на ошибки. Когда в следующий раз ребенок принесет вам свою работу на проверку, в первую очередь отметьте, как хорошо он выполнил те задания, которые сделаны без ошибок, правильно написанные слова и т. п.
Относительно тех заданий, где допущена ошибка, скажите: «Я думаю, что если ты еще раз проверишь этот пример, у тебя может получиться несколько другой ответ».
Теперь ребенок может вернуться к этим примерам без отвращения и без чувства «несоответствия».
5. Не разрешайте сидеть за уроками весь вечер напролет
Для такого поведения ребенка может быть несколько причин.
Во-первых, он мог просто не понять новый материал в группе, и поэтому не в состоянии выполнить домашнее задание.
Во-вторых, возможно, у ребенка уже сформировалось чувство беспомощности. В таком случае, если он будет долго сидеть над заданием, то велика вероятность, что задание будет выполнено родителями.
В-третьих, у ребенка могут быть серьезные проблемы с обучением в целом, особенно если такие ситуации повторяются часто, и, возможно, он не в состоянии справиться с таким объемом заданий.
6. Стратегии успеха для заданий, выполняемых по учебнику
В большинстве пособий в конце каждой главы есть вопросы. Часто дети не знают, на что им надо обращать внимание в процессе чтения материала.
Обсудите вопросы в конце главы с ребенком до того, как начнете читать. Используя эту стратегию, они будут знать, на какую важную информацию надо обращать внимание.
7. Обращайте внимание на невербальные сигналы
Гримасы, напряженность позы, вздохи, поднятые брови и другие проявления «языка тела» — все это является невербальными ответами. Если дети достаточно чутки, то они примут эти сигналы, что только добавит напряженности в ваши взаимоотношения, связанные с домашней работой. Такое состояние только добавит стресс и ухудшит их возможность работать продуктивно.
8. Избегайте доделывать домашнюю работу за ребенка
Дети чувствуют себя «неадекватными», когда родители доделывают за них их работу.
Во-первых, они воспринимают это как свой провал.
Во-вторых, они чувствуют, что никогда не смогут выполнить задание так хорошо, как это сделали мама или папа.
ВИДЫ ТРУДНОСТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ И ИХ ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ
Виды трудностей |
Возможные причины |
Тип трудностей |
|
1 |
Плохо запоминает конфигурацию |
· недостаточная сформированность зрительной памяти · недостатки методики обучения |
специфические неспецифические |
2 |
Недостаточное различение близких по конфигурации букв «п—н», «в—а», «г—т» (путает буквы при чтении) |
· недостаточная сформированность зрительного восприятия · недостаточная сформированность зрительной памяти · недостатки методики обучения |
специфические специфические неспецифические |
3 |
Перестановка букв при чте-нии (рак—кар, нос—сон) |
· недостаточная сформированность зрительного восприятия |
специфические |
4 |
Замены букв, неправильное произношение при чтении |
· недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа, нарушения произношения, трудности артикуляции |
специфические |
5 |
Трудность слияния букв при чтении (каждая буква читается отдельно, а вместе — трудно) |
· недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия · недостаточная зрелость коры головного мозга |
специфические специфические |
6 |
Пропуски слов, букв («не-внимательное» чтение) |
· функциональная слабость центральной нервной системы · трудность концентрации внимания · выраженное утомление |
неспецифические неспецифические неспецифические |
7 |
Пропуски букв, слогов. Угадывание, возвратные движения глаз («спотыкающийся ритм») |
· форсирование скорости чтения (недостатки методики обучения) |
неспецифические |
8 |
Быстрый темп чтения, но плохое восприятие прочитанного («механическое» чтение) |
· форсирование скорости чтения (недостатки методики обучения) |
неспецифические |
9 |
Очень медленный темп чтения (побуквенное или слоговое без продвижения в течение года) |
· недостаточная сформированность зрительного восприятия · недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа, артикуляции · трудности концентрации внимания (функциональное напряжение, утомление) |
специфические специфические неспецифические |
10 |
Медленный темп чтения (есть продвижение в течение года) |
· индивидуальные особенности темпа деятельности |
неспецифические |
ВИДЫ ТРУДНОСТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПИСЬМУ И ИХ ВОЗМОЖНЫЕ
ПРИЧИНЫ
Виды трудностей |
Возможные причины |
Тип трудностей |
|
1 |
Трудности формирования зрительного образа буквы (трудность запоминания конфигурации графического элемента) |
· недостаточная сформированность зрительной памяти · недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия · недостатки методики обучения (опора на принцип механического копирования) · форсирование темпа обучения |
специфические специфические неспецифические неспецифические |
2 |
Трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента |
· недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия · недостаточная сформированность зрительно-моторных координаций · форсирование темпа обучения · недостаточная сформированность зрительной памяти · недостатки методики обучения |
специфические специфические неспецифические специфические неспецифические |
3 |
Неспособность скопировать графический элемент, букву (неровные штрихи, тремор) |
· недостаточная сформированность зрительно-моторных координаций · недостаточная сформированность моторных функций · недостатки методики обучения |
специфические специфические неспецифические |
4 |
Ошибки в пространственном расположении элементов букв (вертикальных, горизонтальных, зеркальное письмо) |
· недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия |
специфические |
5 |
Не «видит» строку, нарушает соотношение эле-ментов буквы, путает буквы «в—д», пишет «лиш-ние элементы»: «и—ш», «л—м» или, наоборот, недописывает |
· недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия · недостаточная сформированность зрительной памяти · недостатки методики обучения · форсирование темпа обучения · сильное функциональное напряжение, трудность концентрации внимания |
специфические специфические неспецифические неспецифические неспецифические |
6 |
Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, растянутые, разнонаклонные буквы, тремор) |
· недостаточная сформированность моторных функций · нарушение зрительно-моторных координаций · недостатки методики обучения · форсирование темпа обучения · выраженное функциональное напряжение |
специфические специфические неспецифические неспецифические неспецифические |
7 |
Сильный нажим, тремор |
· недостаточная сформированность моторных функций · нарушение координации движений (неправильная поза, неправильное положение ручки) · нарушение координации движений в связи |
специфические неспецифические неспецифические |
8 |
Ошибки при письме: про-пуски согласных и гласных букв (определенного характера) |
· трудности звуко-буквенного анализа · форсирование темпа обучения |
специфические неспецифические |
Виды трудностей |
Возможные причины |
Тип трудностей |
|
9 |
Замены согласных букв, близких по звучанию (з—с, г—к, б—п, д—т |
· недостаточная сформированность фонетико-фонематического восприятия · форсирование темпа обучения · трудности концентрации внимания |
специфические неспецифические неспецифические |
10 |
Не использует правила (заменяет буквы, сливает предлоги и слова, не ставит точку — не разделяет предложения и т. п.) |
· непосильный темп, трудности концентрации внимания, низкая, неустойчивая работоспособность · индивидуальные особенности организации деятельности · педагогические недоработки |
неспецифические неспецифические неспецифические |
11 |
Ухудшение почерка, про-пуски, замены и т. п. при письме под диктовку |
· недостаточная сформированность звуко-бук-венного анализа · слишком быстрый темп письма |
специфические неспецифические |
12 |
Ухудшение почерка, замены и т. п. при списывании |
· недостаточная сформированность зрительно-моторной координации · недостаточная сформированность зрительной памяти |
специфические специфические |
13 |
Очень медленный темп письма |
· затруднен звуко-буквенный анализ · недостаточная сформированность координации движений и зрительно-моторных координации · индивидуальный темп деятельности |
специфические специфические неспецифические |
Комплекс упражнений по стимуляции речевой активности
Упражнение 1. С помощью сюрпризного момента (из «чудесного мешочка», коробочки, из-за ширмы) ребенку предъявляется знакомая или любимая игрушка (например, мишка). Взрослые совершают игровые действия с мишкой, сопровождая словами: «В гости к нам пришел мишка. Он здоровается с тобой: «У-у-у!» Поздоровайся с мишкой» (взрослый побуждает ребенка к произвольному и сопряженному произнесению звукоподражания).
Если малыш охотно включается в игру, можно предложить ее усложнение - игру «Кто позвал?» (вместе с мишкой в гости к малышу пришел волк-волчок («У-у-у»); игрушки располагаются по правую и левую стороны от ребенка и по очереди «зовут» малыша, он поворачивается к той игрушке, которая его «позвала»).
Варианты: аналогичные игры проводятся с самолетиком («у-у-у») и паровозиком («у-у-у»).
Упражнение 2. Игра «В гости пришла кукла».
С помощью сюрпризного момента предъявляется знакомая кукла. Она хочет спать, нужно ее покачать, сопровождая действия звукоподражанием: «а-а-а». Взрослый показывает игровые действия, сопровождая их словами: «Кукла Оля хочет спать, куклу надо покачать», и побуждает малыша сделать то же самое.
Упражнение 3. Игра «Айболит». Взрослый создает игровую ситуацию - к Айболиту приходят знакомые ребенку игрушки: зайка, неваляшка, крокодил.
• У зайки болят зубы. Зайка плачет: «А-а-а!»
• Как плачет зайка?
• У крокодила болят зубы. Крокодил плачет: «А-а-а!» и т.п.
Малыш произносит вместе во взрослым, повторяет за ним, потом произносит самостоятельно звукоподражание «а-а-а!».
Упражнение 4. Используя сюрпризный момент (из-за ширмы, из «чудесного» мешочка, из кукольного домика, одновременно со звуковым сигналом - звуком колокольчика или барабана), взрослый показывает игрушку - пупсика, называя ее: «Это малыш. Малыш плачет: «Уа-уа!»; побуждает ребенка к произнесению звукоподражания и игровым действиям с игрушкой (покачать, покормить из соски). Если ребенок испытывает двигательные затруднения, можно использовать совмещенные игровые движения (взрослый производит движение руками ребенка).
Упражнение 5. Ребенок узнает предметы, изображенные на цветных картинках (самолет, кукла, паровозик, волк), используя звукоподражание, называет их («у-у», «а-а», «ау-ау»). Затем последовательно (по одной) предъявляются контурные изображения тех же предметов. Малыш соотносит цветное и контурное изображения, накладывая парные картинки, друг на друга. Вопросы: «Кто плачет? Как?» (вызов звукоподражания).
Игра «Что пропало?»: взрослый убирает одну из картинок и просит назвать ее, используя звукоподражание.
Вопросы:
• Кто ушел? (кукла: «Уа-уа!»)
• Что улетело? (самолет: «У-у-у!»)
• Кто убежал?(волк: «У-у-у»)
Упражнение 6. Игра «Положим спать» (проводится с игрушками):
• На звук «а» укладываем спать куклу:
Кукла-куколка, бай-бай,
Спи спокойно, засыпай:
«А-а, а-а, а-а».
• На звук «у» укладываем бычка:
На кроватке спит бычок,
Он улегся на бочок:
У-у, у-у, у-у».
• На звук «и» укладываем мышку:
Захотела мышка спать
И полезла под кровать:
«И-и, и-и, и-и».
Упражнение 7. Различение звуков «му» и мяу». Взрослый показывает картинку, называет слово («кошка») и дает образец звукоподражания («мяу»).
• Покажи, где кошка (корова). Как говорит кошка, корова ?
• (Можно использовать сопряженное проговаривание звукоподражаний «мяу», «му»);
• Кто кричит: «Му» («Мяу») ?
• Спрячь кошку (корову) (побуждать ребенка закрывать ладошкой картинку с указанным изображением).
• Видишь корову (кошку)?
(Взрослый побуждает малыша к произнесению слов «да», «нет»).
• Кто спрятался? (Одна из картинок закрыта листом бумаги.)
• Кто позвал? (Взрослый дает образец звукоподражания и просит ребенка выбрать соответствующую картинку).
(Побуждать к произвольному или отраженному звукоподражанию).
Включать отработанные звукоподражания в стихотворные тексты:
Му-му!
Молока кому?
Мяу-мяу! - кто пищит?
У меня живот болит.
Упражнение 8. Звукоподражания «ту-ту», «тук-тук», «тик-так».
Взрослый последовательно показывает ребенку картинки, называет их, дает образец звукоподражания.
• Спрячь поезд (молоток, часы)
• Что спрятала? (Одна картинка закрыта листом бумаги)
• Что услышал? (Взрослый дает образец звукоподражания, ребенок показывает соответствующую картинку).
• На чем поедем кататься? Покажи. Как гудит поезд?
• Чем гвозди забиваем? Покажи, как стучит молоток?
• Что тикает? Как?
Включать звукоподражания в стихотворные тексты:
Вот поезд наш едет, колеса стучат:
Ту-ту, ту-ту, ту-ту!
А в поезде этом ребята сидят.
Ту-ту, ту-ту, ту-ту!
Строим, строим новый дом,
Тук-тук молотком.
Наши часики стучат:
Тик-так, тик-так.
Отработанные звукоподражания включают в стихотворные тексты.
Считать кукушка научилась.
На том ученье прекратилось.
Ку-ку, ку-ку.
Куры крыльями махали:
Ко-ко, ко-ко!
Куры ключами стучали:
Ко-ко, ко-ко!
Гуси, гуси, га-га-га!
Есть хотите? Да-да-да!
Прилетели гули, гули-голубочки:
Гуля-гуля-гуля.
На головку сели моей дочке:
Гуля-гуля-гуля.
Гоп-гоп! Конь живой
И с хвостом и с гривой...
Он качает головой,
Вот какой красивый!
Гоп-гоп-гоп!
Ду-ду-ду-ду! Потерял Ваня дуду.
А я дудочку нашла,
И Ванюше отдала:
Ду-ду-ду-ду!
Маленькие мышки,
Серенькие шубки,
Длинные хвосты,
Пищат: «пи-пи-пи!»
Пистолет пугает мух.
Говорит он громко: «ПУХ!»
Мой веселый, звонкий мяч.
Ты куда пустился вскачь?
Оп-оп-оп-оп!
Миша, Мишенька, бай-бай!
Спи скорее, засыпай!
Мальчик плачет и кричит:
«Ручка у меня болит!»
Бо-бо-бо-бо!
«Би-би-би, - гудит машина, -
Не поеду без бензина!»
С барабаном мы идем,
Громко песенку поем!
Бом-бом, бом-бом!
Говорит собака: «АМ!
Кошке мясо не отдам:
«Ам-ам-ам!»
Наш малыш кричит с утра:
«УА-УА-УА-УА!»
Заблудились мы в лесу,
Закричали все:
«АУ-АУ!»