Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Преемственность дошкольного образования и І ступени общего среднего образования

Дата: 16 февраля 2015 в 11:57, Обновлено 21 ноября в 17:52
Автор: Мозоль Ю. И.

Преемственность дошкольного и І ступени общего среднего образования в части реализации учебных программ

Образовательные области:

Учебные предметы:

Подготовка к обучению грамоте 

(Падрыхтоўка да навучання грамаце)

 Обучение грамоте (обучение чтению)

 Обучение грамоте (обучение письму)

Развитие речи и культура речевого общения

 (Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін)

Художественная литература

Элементарные математические представления

 Математика

Ребенок и общество

 Человек и мир

Ребенок и природа

Музыкальное искусство

Музыка

Изобразительное искусство

Изобразительное искусство

Физическая культура

Физическая культура и здоровье

«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,

                    а всегда опирается на определенную стадию развития,

                              проделанную ребенком ранее"

                           В.А. Сухомлинский

Как и когда начинать готовить ребенка к школе?

Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить?

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают.

Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 5-6 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятельность.

Единого для развития всех детей рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить «по минуточкам» сидеть и внимательно работать. Одно ясно, готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное, чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе.

Для вас, заботливые родители, мы создали эту памятку, чтобы вы смогли воспользоваться некоторыми рекомендациями по подготовке ребенка к школе. От того, как пройдет первый учебный год, зависит многое в последующем обучении вашего ребенка.

На этапе подготовки:

- избегайте чрезмерных требований к ребенку;

- предоставляйте право на ошибку;

- не думайте за ребёнка;

- не перегружайте ребёнка;

- не пропустите первые трудности и обратитесь к узким специалистам (логопед, психолог, физиолог, дефектолог, педиатр);

- устраивайте ребенку маленькие праздники.

         Как родители могут помочь ребенку избежать некоторых трудностей:

  1. Организуйте распорядок дня: стабильный режим дня, сбалансированное питание, полноценный сон, прогулки на воздухе.
  2. Формируйте у ребенка умения общаться: обратите внимание на то, умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми, умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.
  3. Уделите особое внимание развитию произвольности: учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.
  4. Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка:

- во время прогулок наблюдайте изменения в природе. Обращайте внимания на различные явления природы (дождь, снег, радуга, листопад, туман, ветер, тучи, буря, рассвет, закат);

- выучите названия времен года. Тренируйте умения определять время года на улице и картинках;

- используя лото и книги, учите с ребенком названия животных, растений, предметов быта, школьных принадлежностей, определяйте их особенности и назначение;

- развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержания мультфильмов, детских кинофильмов;

- составляйте рассказы по картинкам;

- следите за правильным произношением и дикцией детей. Проговаривайте скороговорки;

- научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету;

- научите ребенка считать до 10 и обратно, сравнивать количество предметов (больше, меньше, столько же). Познакомьте с изображением цифр (не надо учить их писать, только знать);

- научите определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение, и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед.

Внимание! Ребенок 5-6 лет не может работать долго, 10-15 минут - временной предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Поэтому все занятия должны быть рассчитаны на 10-15 минут.

  1. Тренируйте руку ребенка: развитию мелкой моторики руки ребенка помогут рисование, штриховка, раскрашивание небольших поверхностей, нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять), игры с мелкими предметами (мозаика).

Внимание! При выполнении любых письменных заданий следите за правильным положением ручки (карандаша), тетради, позой школьника! Рука не должна быть сильно напряжена, а пальцы - чуть расслаблены.

- копируйте фигуры. Это задание способствует развитию координации, умению правильно воспринимать фигуры, расположенные на плоскости листа, различать прямые, кривые, наклонные соблюдать соотношение штрихов и положения фигур между собой.

Внимание! При выполнении графических заданий важны не быстрота, не количество сделанного, а точность выполнения - даже самых простых упражнений.

Продолжительность работы - 3-5 минут, затем отдых, переключение и, если не надоело, еще 3-5 минут работы. Не переходите к следующим заданиям, если не освоено предыдущее, линии должны быть четкими, ровными, уверенными.

Десять советов родителям будущих первоклассников

Совет 1. Помните, что вы выбираете школу не для себя, а для вашего ребенка, поэтому попробуйте учесть все факторы, которые могут осложнить его обучение.
Совет 2. Обязательно познакомьтесь со школой, условиями обучения, педагогами.
Совет 3. Выясните, по какой программе будет учиться ваш ребенок, какая будет у него нагрузка (сколько уроков в день, есть ли дополнительные занятия).
Совет 4. Узнайте, когда начинаются занятия, и рассчитайте, сколько времени необходимо на дорогу в школу. Добавьте еще час на утренние процедуры и завтрак - не придется ли вставать слишком рано?
Совет 5. Постарайтесь познакомиться и побеседовать с будущей учительницей вашего ребенка. Подумайте, сможет ли она учесть его особенности (захочет ли).
Совет 6. Уточните, в какое время ребенок будет возвращаться домой из школы. Это необходимо, если вы планируете какие-либо дополнительные занятия (секции, музыкальная школа, кружки).
Совет 7. Подготовьте место для занятий ребенка дома.
Совет 8. Не настраивайте ребенка только на успех, но и не запугивайте неудачами.
Совет 9. Помните, что адаптация к школе не простой процесс и происходит совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо, если в этот период привыкания к школе кто-то из взрослых будет рядом с ребенком.
Совет 10. Не относитесь к первым неудачам ребенка как к краху всех ваших надежд. Помните: ему очень необходима ваша вера в него, умная помощь и поддержк

 Мерапрыемствы па пераемнасці паміж дашкольнай адукацыяй і І ступені агульнай сярэдняй адукацыі на 2024/2025 навучальны год

№ п/п

Мерапрыемствы

Тэрмін

Адказныя

Арганізацыйна-педагагічная работа

1.

Удасканаленне банка дадзеных месца пражывання дзяцей пяцігадовага ўзросту. Арганізацыя работы па забеспячэнню 100%-га ахвата дзяцей 6-га года жыцця сістэмай падрыхтоўкі да школы

жнівень

Янушка Г.С., намеснік дырэктара па ВВР

2.

Азнаямленне з праграмна-метадычным суправаджэннем адукацыйнага працэсу пры арганізацыі дашкольнай адукацыі і навучання на І ступені агульнай сярэдняй адукацыі

жнівень

Янушка Г.С., намеснік дырэктара па ВВР, выхавацелі дашкольнай адукацыі, наст. пач. кл.

3.

Агляд навінак перыядычнага друку па дашкольнай адукацыі і навучання на І ступені агульнай сярэдняй адукацыі

верасень, далей 1 раз у квартал

Мухляда А.Б., старшыня школьнага ВМА, выхавацелі дашкольнай адукацыі, настаўнікі пачатковых класаў

4.

Арганізацыя кансультацыйнай дапамогі для настаўніка І класа і выхавальнікаў дзіцячага сада

на працягу навуч. года

Янушка Г.С., намеснік дырэктара па ВВР

5.

Наведванне заняткаў і рэжымных момантаў у групе інтэграванага навучання і выхавання.

 Наведванне вучэбных заняткаў у  I класе выхавацелямі дашкольнай адукацыі  з мэтай:

- паспяховай адаптацыі навучэнцаў;

- знаёмства з патрабаваннямі ўзроўня падрыхтаванасці дзяцей да школы.

на працягу навуч. года

Кіраўніцтва школы, Козар Т.В.,

Мілюнец М.Я.,

Пукель А.А.

6.

Вывучэнне працэса адаптацыі першакласнікаў да новых ўмоў школьнага жыцця. Аналіз

Верасень - кастрычнік, 2025

Класны кіраўнік I класа

7.

Школьнае ВМА настаўнікаў пачатковых класаў, выхавацеляў дашкольнай адукацыі і выхавацеляў. Рэфлексійна-аналітычны дыялог “Адаптацыя навучэнцаў да новых умоў”

лістапад  2025

Мухляда А.Б., старшыня школьнага ВМА

8.

Удзел дашкольнікаў у прадметных тыднях, пятнічных днях

на працягу навуч. года

Козар Т.В.,

Мілюнец М.Я.

9.

Панарама адкрытых урокаў у 1 класе і групе інтэграванага навучання і выхавання №1 у рамках правядзення Дня адчыненых дзвярэй

снежань 2024, люты 2025, красавік 2025 год

Козар Т.В.,

Мілюнец М.Я., 

Пукель А.А.

10.

Наведванне  ўрокаў у  першым   класе выхавацелямі дашкольнай адукацыі з мэтай пазнаёмства з метадамі, якія выкарыстоўвае         настаўнік для актывізацыі   разумовай   дзейнасці вучняў. Роля дыдактычных   гульняў у павышэнні цікавасці да вучобы

лістапад 2023, студзень, сакавік, май 2025 года, апошні тыдзень месяца

Козар Т.В.,

Мілюнец М.Я.

11.

Наведванне заняткаў у групе інтэграванага навучання і выхавання №2 настаўнікам па адукацыйных абласцях з мэтай вывучэння  разнастайных форм арганізацыі заняткаў (спалучэнне франтальнага, групавога і індывідуальнага ўзаемадзеяння выхавацеля з дзецьмі):

“Элементарныя матэматычныя ўяўленні”, “Развіццё маўлення і і культура маўленчых зносін”, “Дзіця і прырода” (правядзенне заняткаў)

 “Падрыхтоўка да навучання грамаце”, “Мастацкая літаратура” (выкарыстанне развіваючых гульняў на занятках)

лістапад 2023, студзень, сакавік, май 2025 года, апошні тыдзень месяца

Настаўнік 4 класа Пукель А.А.

12.

Семінар-аналіз “Актуалізацыя пераемнасці дашкольнай адукацыі, сямейнага выхавання і падрыхтоўкі дзяцей да школы”.

май

Янушка Г.С., намеснік дырэктара па ВВР

Козар Т.В., Мілюнец М.Я., Пукель А.А..

Адукацыйная работа з дзецьмі

1.

Удзел  выхаванцаў ва ўрачыстай лінейцы, прысвечанай Дню ведаў.

Экскурсіі выхаванцаў дашкольных груп у школу:

– сустрэчы з настаўнікамі пачатковых класаў;

– наведванне спартыўнай залы, вучэбных кабінетаў;

– сустрэча з вучнямі І класа

Гульнёвая праграма “Як весела разам!”

Сюжэтна-ролевая гульня “Школа”

Экскурсія ў школьную біблятэку

Наведванне навагодняга ранішніка ў школе

Экскурсія ў музей

Дыдактычная гульня “Я іду ў школу”

02.09.2024

кастрычнік

снежань

лістапад

студзень

май

Козар Т.В.

Паляк Г.Ф.

Маркель А.М.

Пукель А.А.

2.

Арганізацыя і правядзенне тэматычнага тыдня ў групе інтэграванага навучання і выхавання №2 “Прывітанне школа!" 

3 тыдзень мая 2025 года

 Козар Т.В.,

 Мілюнец М.Я.

3.

Афармленне кутка “Я – школьнік”

студзень 2025

Козар Т.В.,

Мілюнец М.Я.

4.

Занятак-гульня “Размаўляй са мной па-беларуску”

лістапад

Козар Т.В.

5.

Сумесная выстава малюнкаў выхаванцаў груп інтэграванага навучання і выхавання і першакласнікаў

студзень

Выхавацелі дашкольнай адукацыі і настаўнікі пач. кл.

6.

Экскурсія першакласнікаў у дзіцячы сад “Сустрэча сяброў”

люты

Козар Т.В.,

Нядведская С.І.

7.

Тыдзень спорту і здароўя

верасень

Козар Т.В.,

 Мілюнец М.Я.

8.

 Заняткі для дзяцей “На парозе школьнага жыцця”

снежань, люты, красавік (2субота месяца)

Козар Т.В.,

Пукель А.А.

9.

Ранішнік “Да пабачэння, дзіцячы сад! На парозе школы”

май

Козар Т.В.,

Мілюнец М.Я., муз.кір. Адамчык В.З.

10.

“Сёння – дашкольнік, заўтра – школьнік” (матывацыйная гатоўнасць)

май

Козар Т.В.

11.

“Школа радасці” – заняткі з будучымі першакласнікамі

май 1,3 субота

Пукель А.А.

Работа з бацькамі

1.

 Кансультацыя для бацькоў “Як дапамагчы дзіцяці падрыхтавацца да школы”

  сакавік

 Пукель А.А.

2.

Кансультацыя для бацькоў “Развіццё звязнага маўлення дзяцей у сям’і”

1 раз у паўгоддзе

Козар Т.В.,

 Мілюнец М.Я., Мухляда І.І.

3.

Індывідуальныя і групавыя кансультацыі па пытаннях бацькоў (па меры неабх., па запытах законных прадстаўнікоў)

на працягу года

Янушка Г.С., намеснік дырэктара па ВВР,

Сінкевіч І.Т.,

Пукель А.А.

4.

Дні адчыненых дзвярэй

кастрычнік, студзень, красавік

Янушка Г.С., намеснік дырэктара па ВВР Козар Т.В.,

Мілюнец М.Я.,

Пукель А.А.

5.

 Наведванне заняткаў, мерапрыемстваў (з запрашэннем і ўдзелам бацькоў у мерапрыемствах)

на працягу года

Козар Т.В.,

Мілюнец М.Я., Мухляда І.І.

6.

Анкетаванне бацькоў “Ці гатова ваша дзіця да школы?”

май

Козар Т.В.,

Сварабовіч С.Т., педагог сацыяльны

7.

Падрыхтоўка і распаўсюджанне памятак-буклетаў для бацькоў “Як падрыхтаваць дзіця да школы”

сакавік

Пукель А.А.

8.

Правядзенне бацькоўскага сходу “Паступленне ў школу – важная падзея ў жыцці дзяцей і сям’і”

красавік

Козар Т.В.,

 Пукель А.А.

9.

Арганізацыя тэматычных выстаў:

  • “Што павінен ведаць і ўмець першакласнік”.
  • “Паступленне ў школу – значная падзея ў жыцці дзіцяці”.
  • “Гульні, якія дапамогуць падрыхтаваць дзіця да школы”.
  • “Збіраем школьны ранец”.

на працягу навучальнага года

Козар Т.В.,

Мілюнец М.Я., Пукель А.А.

11.

Работа клуба маладой сям’і “Светач”:

1)круглы стол “Фізіялагічныя, псіхалагічныя і сацыяльная адаптацыя дзяцей да школьнай установы”;

2)круглы стол “Развіццё памяці і ўвагі дашкольнікаў”;

3)дзелавая гульня “Ці гатова дзіця да навучання ў школе? Як спрасціць працэс адаптацыі дзіцяці да школы”

верасень

люты

май

Мілюнец М.Я., Козар Т.В., 

Мілюнец М.Я., Козар Т.В.

12.

Актыўная лекцыя для бацькоў будучых першакласнікаў “Хутка ў школу”

май

Пукель А.А., наст. пач.кл., Козар Т.В., вых. дашк. адук.

13.

Бацькоўскі ўніверсітэт

1.Семінар-практыкум “Адаптацыя дзіцяці ў новым калектыве”;

2.практыкум “Адаптацыя навучэнцаў у 1 класе”;

3.Кансультацыя  “Развіццё памяці і ўвагі малодшых школьнікаў”;

4.Майстар-клас “Рэжым дня для школьніка”

25 верасня

16 кастрычніка

19 лістапада

Пукель А.А.

Пукель А.А.

Пукель А.А.

Шэфская работа

1.

Шэфская работа атрада “Цімуравец”.   Выраб раздатачнага і дэманстрацыйнага матэрыялу для выхаванцаў у групах інтэграванага навучання і выхавання

снежань 2023

люты 2025

красавік 2025

Маркель А.М., педагог-арганізатар

2.

Упрыгожванне памяшканняў дашкольных груп інтэграванага навучання і выхавання да Новага года

снежань

Выхавацелі дашк. адук., бацькі

4.

Аказанне  шэфскай дапамогі па папўненні прадметна-развіццёвага асяроддзя, рамонт цацак, кніг; дапамога ў падрыхтоўцы свят; выраб раздатачнага матэрыялу

па меры неабходнасці

Маркель А.М., педагог-арганізатар

5.

Аказанне дапамогі па добраўпарадкаванні тэрыторыі

верасень, красавік, май

Маркель А.М., педагог-арганізатар

                                           Рекомендации учителям по   адаптации   первоклассников                                                                                                       

   1.Обеспечить оптимальный процесс физиологической адаптации,     т.е. помнить, что длительное напряжение, утомление и переутомление могут стоить ребёнку здоровья. Т.е.: обеспечить своевременную смену видов деятельности; не давать задания, требующие длительного сосредоточения взгляда на одном предмете, монотонных движений; отводить больше внимания и времени на практические действия с предметами, работе с наглядностью; использовать щадящий режим, который включает в себя прогулки, физические упражнения для поднятия мышечного тонуса.

2.Следует позаботиться об отборе и использовании на уроках специальных упражнений, помогающих детям быстрее войти в непривычный для них мир школьной жизни, освоить новую социальную позицию школьника.

3.Систематически проводить индивидуальную работу с детьми, имеющими трудности в адаптации.

4.Обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к детям, имеющим особенности в психофизическом развитии и поведении (если такие есть в классе): леворукие, синдром гиперактивности, застенчивость, неврозы и т.п.

5.Необходимо помнить, что процесс адаптации ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуациях взаимодействия с учителем и одноклассниками.

6.Используя игровые психологические методики, учитель может создать в классе атмосферу доброжелательности и конструктивного взаимодействия, позволяющую детям ослабить внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом, подружиться.

7.Включить детей, занимающих низкое статусное положение в группе сверстников, в общественно значимую деятельность, повышая их авторитет и самооценку.

8.Помогите детям организовать свою деятельность, повторяйте последовательность действий из урока в урок. Просите повторить задание самых невнимательных учеников, но не в качестве наказания.

9.Поощряйте детей задавать вопросы, если им что-то непонятно. Снисходительно относитесь к тому, что первоклашки склонны спросить одно и то же несколько раз.

10.Организуйте личное общение с каждым учеником своего класса, будьте в курсе их радостей и переживаний.

Помните, что шестилетка – это маленький человек в зоне перехода, весь устремлённый в будущее, который имеет право на счастье и уважение своего сложного внутреннего мира со стороны взрослых. 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.