Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Профилактика экстремистского поведения

Дата: 12 марта 2018 в 16:15, Обновлено 2 июля 2023 в 15:02
Автор: Мозоль Ю. И.
<article>

Профилактика экстремизма и терроризма

Профилактика экстремизма в молодежной среде

Экстремизм (от фр. exremisme, от лат.) – «крайне опасное явление в жизни любого общества. Оно создает угрозу основам конституционного строя, территориальной целостности Республики Беларусь, создание незаконных вооруженных формирований, осуществление террористической деятельности, разжигание расовой, национальной или религиозной вражды или розни, ведет к нарушению конституционных прав и свобод человека и гражданина».

Экстремистскими являются действия, связанные со стремлением разрушить, опорочить существующие в настоящее время общественные и государственные институты, права, традиции, ценности. При этом такие действия могут носить насильственный характер, содержать прямые или косвенные призывы к насилию.

Правовую основу деятельности по противодействию экстремизму составляют Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О противодействии экстремизму» (далее – Закон), иные акты законодательства, а также международные договоры Республики Беларусь (ч.1 ст.2 Закона).

В соответствии с законодательством на территории Республики Беларусь запрещается изготовление и (или) распространение, а равно хранение с целью распространения экстремистских материалов.

Изготовление, распространение и (или) хранение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой административную ответственность по ст.17.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Незаконное изготовление и (или) распространение методик либо иных материалов о способах изготовления взрывных устройств и взрывчатых веществ также является правонарушением (ст.17.14 КоАП).

Законодательством предусмотрена уголовная ответственность по ст.294 Уголовного кодекса Республики Беларусь (Хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ), ст.295 Уголовного кодекса Республики Беларусь (Незаконные действия в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ).

Молодежь в силу остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, которая наиболее подвержена экстремистским проявлениям, оказывается наиболее доступной для пропаганды радикальных идей.

Для успешной организации работы по противодействию вовлечения учащихся в экстремистские организации и группировки необходимо знать причины и условия, способствующие развитию агрессивных настроений в молодежной среде.

  • Факторы экстремизма в подростково-молодежной среде (психологический аспект):

Среди групповых социально-психологических факторов могут быть выделены следующие:
установки, предубеждения родителей;
взгляды, убеждения референтной группы (включая группу сверстников);
влияние авторитетных лиц в условиях референтной группы и др.
стресс в результате социальной модернизации и процессов интеграции/дезинтеграции в обществе;

Указанные выше факторы действуют наряду с личностными факторами, среди которых можно назвать:
представления, установки подростков;
индивидуально-психологические особенности (повышенная внушаемость, агрессивность, низкие сензитивность и чувство эмпатии, индивидуальные особенности реактивности и протекания психических процессов);
эмоциональные особенности (состояние психического напряжения)

Основные задачи профилактики экстремизма:
Воспитание у учащихся установок признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, соблюдения законов;
Формирование норм социального поведения, характерного для гражданского общества;
Повышение роли семьи в формировании у детей норм толерантности и снижение социальной напряженности в обществе;
Противодействие экстремизму через общественные организации, ученическое самоуправление;
Внедрение в школьную среду практики норм толерантного поведения;
Воспитание законопослушных граждан, уверенных в неотвратимости наказания за осуществление экстремистской деятельности;
Отработка навыков безопасного поведения учащихся в момент угрозы террористического акта.

При организации работы по профилактике молодежного экстремизма необходимо учитывать, что она представляет собой систему, включающую несколько уровней:

1. Вся молодежь, проживающая на территории Беларуси. На этом уровне необходимо осуществление общепрофилактических мероприятий, ориентированных на повышение жизненных возможностей молодых людей, снижение чувства незащищенности, невостребованности, создание условий для их полноценной самореализации и жизнедеятельности.

2. Молодежь, находящаяся в ситуации возможного «попадания» в поле экстремистской активности (молодежь в «зоне риска»). В данном контексте деятельность по профилактике экстремистских проявлений в молодежной среде должна быть направлена на молодых людей, чья жизненная ситуация позволяет предположить возможность их включения в поле экстремистской активности. К таким категориям могут быть отнесены:

- дети из неблагополучных, социально-дезориентированных семей, с низким социально-экономическим статусом, недостаточным интеллектуальным уровнем, имеющим склонность к трансляции девиаций (алкоголизм, наркомания, физическое и морально-нравственное насилие);

- «золотая молодежь», склонная к безнаказанности, вседозволенности, экстремальному досугу и рассматривающая участие в экстремистской субкультуре как естественную форму времяпрепровождения;

- дети, подростки, молодежь, имеющие склонность к агрессии, силовому методу решения проблем и споров, с неразвитыми навыками рефлексии и саморегуляции;

- носители молодежных субкультур, участники неформальных объединений и склонных к девиациям уличных компаний;

- члены экстремистских политических, религиозных организаций, движений, сект.

При организации профилактической работы важно учитывать социально-экономические и возрастные особенности разных периодов, в которых оказываются подростки и молодежь.

Наиболее опасным, с точки зрения вхождения в поле экстремистской активности, является возраст от 14 до 22 лет. На это время приходится наложение двух важнейших психологических и социальных факторов. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности, которая формируется по самой примитивной схеме «мы» — «они». Также ему присуща неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию.

В социальном плане большинство молодых людей в возрасте от 14 до 22 лет оказываются в позиции маргиналов, когда их поведение не определено практически никакими социально-экономическими факторами (семья, собственность, перспективная постоянная работа и др.).

В этой связи основные действия по снижению экстремистских проявлений в молодежной среде должны быть ориентированы на:

- оптимизацию социальной среды (в целом), в которой находятся молодые россияне, ее улучшение, создание в ней пространств для конструктивного взаимодействия, стимулирования у молодежи положительных эмоций от участия в реализации социальных проектов, от анализа достижимых перспектив, а также от реального опыта решения проблем молодого поколения;

- создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности молодого человека, включения его в социокультурное пространство ближайшего сообщества и социума в целом. Итогом такой работы должно стать формирование толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма;

- разработку системы психокоррекционной работы, нацеленной на профилактику ненормативной агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур.

При изучении таких школьных предметов, как основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), обществоведение, использовать возможности образовательных программ для становления правового воспитания учащихся. «Литература», «История» помогут обратить внимание учащихся на культурное и историческое наследие других народов, на то, как они обогатили русскую культуру, и какой внесли вклад в развитие нашей страны. Данные дисциплины должны способствовать формированию у них таких качеств и возможностей как:
чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за жизнь своей страны, сохранности ее духовного и культурного наследия;
толерантности, терпимости к проявлению индивидуальности другими людьми;
уважения прав других людей иметь разные точки зрения;
способности самостоятельно анализировать информацию, в том числе обществоведческого, политического, экономического, социального характера;
умение самостоятельно осуществлять выбор своей позиции, принимать решения, осознавать их последствия;
осуществление своих социальных ролей в обществе, семье, трудовом коллективе.

Традиционная цель гражданского воспитания в образовательном учреждении – формирование правовых знаний, правил поведения в социуме. Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл.

Основными мероприятиями могут быть:

- координация взаимодействия с комиссией по делам несовершеннолетних, инспекцией по делам несовершеннолетних, судом, прокуратурой с целью привлечения к сотрудничеству в проведении родительских собраний, педагогических советов, классных часов в учреждениях образования;

- организация и проведение элективных курсов по проблемам правового воспитания; проведение круглых столов по актуальным вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников с привлечением родительской общественности, правоохранительных органов;

- проведение классных часов с целью освоения учащимися общечеловеческих норм нравственности и поведения; рассмотрение вопросов профилактики правонарушений, правового воспитания, формирования законопослушного поведения учащихся на коллегиях, педагогических советах, на Советах профилактики, классных собраниях;

- проведение родительских собраний по проблеме формирования законопослушного поведения учащихся;

- организация индивидуальных встреч учащихся и их родителей с социальными педагогами, психологами, сотрудниками правоохранительных органов по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения учащихся;

- оказание юридической помощи несовершеннолетним и их родителям по вопросам защиты прав и законных интересов семьи, учащихся.

Педагогическим коллективам важно активизировать работу среди учащихся по раскрытию сущности и деятельности экстремистских организаций и групп. Проводить работу в этом направлении следует совместно с органами внутренних дел, с привлечением ученического самоуправления, родительской общественности, общественных организаций.

Следует организовать работу консультационных пунктов для учащихся и родителей с привлечением психологов, социальных педагогов, инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье и школе.

Работа с детьми и подростками по формированию правовой компетентности строится с учетом дифференцированного подхода, возрастных и индивидуальных особенностей.

Проводя профилактическую работу с молодежью, особенно с подростками, важно учитывать, что совершаемые ими поступки в значительной мере обусловлены групповыми нормами. Им свойственно подражание, психологическая зависимость от лидера и группы, стремление показать себя сторонником провозглашенных ценностей. Тем самым, любые подростково-молодежные группировки и сообщества являются еще и средой социализации, формирования личности.

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей предусматривает обучение родителей знаниям и навыкам, способствующим эффективному и развивающему поведению в семье.

Для успешной организации работы по профилактике правонарушений среди детей и молодежи в образовательном учреждении необходимы:
системная и дифференцированная работа во всех сферах жизнедеятельности учащихся;
обеспечение со стороны родителей положительного общественного мнения о работе образовательного учреждения по профилактике правонарушений;
поддержка школьного самоуправления, формирование актива во всех целевых группах и саморазвитие программ (педагоги, учащиеся, родители);
анализ результативности профилактической работы, проводимой классными руководителями, социальными педагогами.
Кодекс Республики Беларусь «Об административных правонарушениях»

Статья 17.11. Изготовление, распространение и (или) хранение экстремистских материалов

Изготовление и (или) распространение, а равно хранение с целью распространения экстремистских материалов, если в этих деяниях нет состава преступления, — влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения, или административный арест с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения, на индивидуального предпринимателя — от пятидесяти до ста базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения, а на юридическое лицо — от ста до пятисот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения».

Закон Республики Беларусь от 3 января 2002 г. №77-З "О борьбе с терроризмом"

Статья 23. Ответственность организации за террористическую деятельность

На основании решения Верховного Суда Республики Беларусь организация признается террористической и ее деятельность на территории Республики Беларусь запрещается, а такая организация, зарегистрированная на территории Республики Беларусь, ликвидируется, деятельность представительства такой иностранной или международной организации, расположенного на территории Республики Беларусь,прекращается.

Заявление о признании организации террористической, запрещении ее деятельности на территории Республики Беларусь, ликвидации такой организации, зарегистрированной на территории Республики Беларусь, а также прекращении деятельности представительства такой иностранной или международной организации, расположенного на территории Республики Беларусь, подается в Верховный Суд Республики Беларусь Генеральным прокурором Республики Беларусь.

В случае принятия Верховным Судом Республики Беларусь решения о признании организации, зарегистрированной на территории Республики Беларусь, террористической, запрещении ее деятельности на территории Республики Беларусь и ее ликвидации принадлежащее ей имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов (при условии их непричастности к террористической деятельности), конфискуется. В случае принятия Верховным Судом Республики Беларусь решения о признании иностранной или международной организации, зарегистрированной за пределами Республики Беларусь, террористической, запрещении ее деятельности на территории Республики Беларусь и прекращении деятельности представительства такой иностранной или международной организации, расположенного на территории Республики Беларусь, принадлежащее ему имущество и имущество этой иностранной или международной организации, находящееся на территории Республики Беларусь и оставшееся после удовлетворения требований кредиторов (при условии их непричастности к террористической деятельности), конфискуется.

Организация, признанная на основании решения Верховного Суда Республики Беларусь террористической, включается в перечень террористических организаций, подлежащий опубликованию в средствах массовой информации. Ведение такого перечня и его опубликование осуществляются Комитетом государственной безопасности Республики Беларусь в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.

</article>

БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ

Профилактика экстремизма.

    Какие негативные факторы влияют на молодежь? Некоторые специалисты считают, что значительную роль в распространении идей о превосходстве отдельной группы лиц по национальному, религиозному, расовому и иному признаку играют виртуальные группы радикальной направленности в социальных сетях, а также распространение экстремистских материалов в сети Интернет. Зачастую средства массовой информации, осознанно или нет, раздувают костер экстремизма, размещая материалы, в которых криминальным или бытовым конфликтам навязывается национальная окраска, что способствует возбуждению национальной или религиозной ненависти, созданию негативного образа представителя этнических меньшинств.

  Рекомендации по профилактике экстремизма в молодежной среде. Главное - серьезно подойти к проблеме молодежи. Как можно больше уделять внимание флэшмобберам. Разъяснять учащимся административную ответственность за участие в несанкционированных публичных мероприятиях, нарушениях общественного порядка, уголовную ответственность за совершение преступлений и правонарушений экстремисткой направленности. Противодействовать распространению материалов, в которых звучит угроза и подстрекательство к насильственным действиям в отношении лиц иной национальности, расы, или по признаку религиозной принадлежности, а также поощрение, оправдание геноцида, депортаций, репрессий в отношении представителей какой-либо нации и тому подобное. Вовлекать молодежь в общественно-полезную деятельность. Можно констатировать, что частое произнесение таких малопонятных молодежи иностранных слов как «экстремизм», «толерантность», «ксенофобия» только вызывает отторжение. А совместное участие в каком-то общем деле,  волонтерском движении, реализации проектов межнационального и культурного взаимодействия способствует проявлению взаимной поддержки, помогает лучше узнать друг друга, подружиться, что в конечном итоге является лучшей профилактикой конфликтов.

  Считать те или иные действия экстремистскими позволяет совокупность следующих критериев:

  - действия связаны с неприятием существующего государственного или общественного порядка и осуществляются в незаконных формах. Экстремистскими будут те действия, которые связаны со стремлением разрушить, опорочить существующие в настоящее время общественные и государственные институты, права, традиции, ценности. При этом такие действия могут носить насильственный характер, содержать прямые или косвенные призывы к насилию. Экстремистская по содержанию деятельность всегда является преступной по форме и проявляется в форме совершаемых общественно опасных деяний, запрещенных Уголовным Кодексом РБ.

  - Действия носят публичный характер, затрагивают общественно-значимые вопросы и адресованы широкому кругу лиц. Не могут содержать признаков экстремистской деятельности убеждения человека пока они являются частью его интеллектуальной жизни и не находят своё выражение в форме той или иной общественной активности. Так, например, нацистская атрибутика или символика может на законных основаниях храниться в музеях. Однако, деятельность по пропаганде и публичному демонстрированию и такой символики будет содержать признаки экстремизма.

      Формы экстремистской деятельности точно определены в законодательстве,  в частности в законе Республики Беларусь от 04.01.2007 г. №203-3 «О противодействии экстремизму», их перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.     Кроме того, настоящий Закон определяет правовые и организационные основы противодействия экстремизму в целях защиты прав, свобод и законных интересов   личности, конституционного строя   и   территориальной целостности Республики Беларусь, обеспечения безопасности общества и государства.

     В целях профилактики экстремизма в молодёжной среде следует различать группировки экстремистской направленности от неформальных молодёжных объединений. В неформальных объединениях отсутствует четкое членство и их принято рассматривать, как формирования, объединяющие в себе молодёжь по признаку субкультуры (лат. sub – «под» + культура).

 Существующие неформальные подростково-молодёжные объединения можно типологизировать на: гедонистско-развлекательные («наслаждение и развлечение»); спортивносоревновательные; профориентационные; эскапистские («уход от мира»); мистагогические («вводящие в тайну», связанные с духовными поисками); коммерциализованные (сформированные для достижения прибыли); субкультуры социального вмешательства (все субкультуры, ориентированные на улучшение или изменение сложившейся общественной системы или ее элементов); примыкающие к ним лидерско-менеджерские; криминально-ориентированные.

    Экстремистские (радикальные) организации обычно декларируют, против чего они борются, и какие законные или незаконные методы они собираются использовать. Так, например, группировки «скинхедов» образуются, в большинстве случаев, из числа молодёжи, проживающей в одном микрорайоне либо обучающейся в одном учебном заведении. «Неформальные» лидеры, имеющие первоначально хулиганские мотивы совершения противоправных действий в отношении иностранных граждан, объединяют вокруг себя молодёжь, впоследствии, пропагандируя идеологию радикальных структур, подстрекают лиц, не имеющих устойчивого мировоззрения к совершению преступлений на национальной почве и расовой вражде. При этом следует отметить, что в группировки скинхедов попадает в основном молодёжь, не занятая какой-либо общественно-полезной деятельностью, не посещающая спортивные секции, клубы, иные заведения дополнительного образования. Маргинальные семьи в этой среде редкость. Как правило, это дети, финансово обеспеченные, но ограничены в общении с родителями в связи с их постоянной занятостью.

 Специалисты отмечают, что наиболее уязвимой средой для проникновения идей экстремизма являются учащиеся школ с ещё не сформировавшейся и легко поддающейся влиянию психикой.

   Ведь мы все живем в одном обществе. Вокруг нас тысячи, нет, даже миллионы, миллиарды людей. У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то неповторимое. Прелесть современного мира именно в многообразии, разногранности. Не все это могут понять и принять.

    Безусловно, сейчас значимой задачей общества стало объединение различных индивидов в общее и понимающее друг друга человечество. Для того чтобы объединиться всем вместе, нам необходимо проявлять уважение к чуждым для себя вещам, культурам, обычаям, традициям. Мы должны научиться прислушиваться к мнению окружающих и признавать свои ошибки.

Что делать, обнаружив взрывное устройство или оказавшись в заложниках

Угроза, исходящая от взрывных устройств

Импровизированные взрывные устройства – это чаще всего самоделки. Данное понятие охватывает массу устройств наподобие ручных гранат, противопехотных мин или бомб, нашпигованных металлическими предметами.

Многие самодельные бомбы устроены по принципу противопехотных мин — если человек наступит на коробку, ее крышка опускается, замыкая электрическую цепь, и батарейки приводят в действие детонатор, подрывающий основной заряд.

Что же касается взрывчатого вещества, то порой это просто мешок с химическим удобрением, которое при детонации взрывается с большой силой. Мощные бомбы могут устанавливаться во многих местах — например, на обочине дороги, под дорогой в дренажной трубе, в припаркованном автомобиле. Их может транспортировать террорист-камикадзе. Иногда их даже подвешивают к ветвям деревьев, нависающим над дорогой.

Как действовать при угрозе, исходящей от взрывных устройств

Необходимо учитывать, что подозрительный предмет может быть устроен по образцу мины. Обходиться с ним следует в точности так, как с военными противопехотными минами.Никогда не пытайтесь не только передвинуть его, но и просто до него дотронуться. Помните, что взрывной механизм может приводиться в действие натянутой нитью, которая только и «ждет», чтобы ее задели. Поэтому даже не приближайтесь, чтобы разглядеть предмет поближе.

Теперь обратимся к устройствам иных типов и для начала разберемся, с какой целью и как их применяют. Приводят их в действие разными способами. Это может быть адская машина с таймером, поставленным на определенное время ‒ чтобы взрыв прогремел в момент конкретного события или просто чтобы подрывник успел отойти подальше. Бечевка, натянутая поперек дороги, может быть прикреплена к пусковому устройству бомбы. Чаще бомба соединена с электропроводом, который, бывает, тянется на сотни метров, а подрывник наблюдает за своей целью из отдаленного укрытия, чтобы запустить взрывной механизм в необходимый момент. Другой метод запуска взрывного устройства на расстоянии — подача радиосигнала. В данном случае у подрывника имеется небольшой передатчик, а в корпусе бомбы находится приемник. Устройство аналогично аппаратуре для дистанционного управления моделями самолетов или автомобилей, так что злоумышленник может легко приобрести нужный ему механизм в магазине игрушек.

Другой факт, который не лишне знать, это то, что бомбы часто закладываются парами, чтобы через какое-то время после взрыва первой из них взорвать вторую. Зачем? Дело в том, что люди ‒ особенно те, которых подрывник считает своими врагами — безусловно, соберутся на месте первого взрыва для аварийно-спасательных действий. Съедется масса машин и сотрудников силовых структур. Если они не будут достаточно осторожны, в определенный момент сработает второе взрывное устройство.

Если вы оказались поблизости от места взрыва, сдержите ваше природное желание приблизиться к нему, чтобы посмотреть или помочь спасателям.

Бомбы-ловушки

Бомба-ловушка ‒ это с виду безобидный предмет, устроенный так, чтобы убить или изувечить человека, его передвинувшего, поднявшего или произведшего какое-либо действие, для которого данный предмет в быту предназначен.

Например, взрыв может произойти при вскрывании письма или при попытке поднять с земли «потерянную» кем-то соблазнительную вещицу. Бомбы-ловушки могут разбрасываться на дорогах, возле колодцев, в домах, прикрепляться к красивым предметам, к которым человека так и тянет дотронуться. Никогда не прикасайтесь к привлекательным предметам, невинно лежащим где-либо.

Боеприпасы

Нередко боеприпасы оказываются утеряны вооруженными силами, а то и просто выброшены. Это может быть что угодно — от авиабомб и артиллерийских снарядов до ручных гранат и винтовочных патронов. Ко всем без исключения следует относиться с осторожностью. Неразорвавшиеся боеприпасы могут быть в очень неустойчивом состоянии. Взрывателю бомбы или снаряда может потребоваться всего лишь легкое прикосновение, чтобы сработать! Бывает, лежащую гранату достаточно просто поднять, чтобы ее предохранитель вывалился и граната рванула у вас в руках.

Как избежать угрозы взрыва боеприпаса

Предметы, о которых шла речь, легко узнать. Попытка сделать с ними что-либо или просто до них дотронуться — непростительное легкомыслие. Если вы наткнулись на такую вещь ‒ просто уходите. Но обязательно проинформируйте службу спасения по телефону 101 или 112.

Если вас захватили в заложники

Главной и самой трудной проблемой для заложника является страх неизвестности того, что последует. Момент захвата наиболее опасен. Захватчики нервничают, а жертва не всегда понимает, что именно происходит, так что ситуация легко может выйти из-под контроля. Поэтому вы должны держаться как можно более спокойно и собранно. Рекомендуется разговаривать с похитителями, если только разговоры не заставляют их нервничать еще больше. Важное правило, которому должен следовать каждый захваченный в заложники, ‒ это не помышлять о побеге. Ваше геройство может закончиться смертью от руки взвинченного члена группы захвата.

После захвата

Шок, вызванный захватом, ‒ главная физиологическая и психологическая проблема. Захват, если он произошел неожиданно, приводит к тяжелой моральной травме. В такой ситуации весь мир жертвы обращается в хаос и рушится: захватчики занимают позицию главенства и диктата, а заложник переживает глубокую депрессию.

Для жертвы важно осознать ситуацию и принять как данность, что она должна выполнять каждое данное приказание.

Забота о здоровье

Кем бы ни были захватчики и как бы убоги ни были условия вашего пребывания в заключении, вы должны приложить целенаправленные усилия, чтобы поддерживать ваше физическое и психическое здоровье. В связи с этим важно отметить следующее.

Вы вернее сохраните физическое здоровье, если будете принимать любую предложенную вам пищу, а не отказываться от нее, какой бы неприятной или отталкивающей она ни была для вас. Также следует заниматься физическими упражнениями, даже если вы в тесной камере.

Психическое здоровье лучше всего поддерживать, придерживаясь системы ваших личностных ценностей. Заставляйте свой разум работать любым подходящим для вас способом. Для этого надо делать сознательные усилия. Некоторые заложники провели долгое время в заключении, слагая в уме музыку или стихи. Полезно фокусировать такие мысли и планы на будущем, на времени, когда вы окажетесь на свободе. Если у вас есть возможность писать или читать, это вам очень поможет, однако одних лишь размышлений достаточно, чтобы достичь многого.

Поддержание самодисциплины жизненно важно для преодоления влияния на вас вашего нового окружения и вынужденного бездействия. Установите для себя и соблюдайте твердый распорядок дня, старайтесь быть опрятным и поддерживать чистоту в месте заключения.

Отношения с захватчиками

Не все преимущества на стороне захватчиков. Важно помнить, что для них заложник ‒ ценное пропагандистское оружие и защита от возможного нападения сил безопасности. Кроме того, заложник ‒ ключ к выполнению их требований. Мертвый заложник ценности для них не представляет. Если в заложниках находится группа людей, важно избрать одного из них, чтобы он выступал от имени остальных. Таким образом удастся выступать единым фронтом и не дать захватчикам играть с заложниками, используя их друг против друга.

Может возникнуть ситуация, когда жертве и захватчикам придется иметь дело с одними и теми же проблемами. В результате между ними нарастает взаимная симпатия и единство взглядов, известные под названием «стокгольмский синдром». Это название родилось после того как заложники, шесть дней продержанные грабителями в подвале банка, окруженного силами безопасности, стали относиться к полиции как к врагам, а к захватчикам ‒ как к своим защитникам!

Переговоры

Сверхважно осознавать, что переговоры о вашем освобождении уже ведутся и заложник не должен вмешиваться в этот процесс. Прежде всего, заложник не должен позволить внушить себе (а некоторые похитители пытаются это сделать), что весь мир забыл о нем.

Освобождение

Следующий период повышенного риска начинается при приближении вашего освобождения. У ваших захватчиков может возрасти нервное напряжение. Когда день освобождения наступил, вы должны действовать с очень большой осторожностью. Если конкретно:

  • относитесь с большим вниманием к приказам, которые дают вам захватчики;
  • без промедлений исполняйте эти приказы;
  • не делайте резких или неожиданных движений;
  • будьте настороже: если что-то пойдет не так, то вам, возможно, придется спасаться бегством;
  • готовьтесь к проволочкам и разочарованиям.

Правила поведения заложника

  • Сохраняйте спокойствие. Если захват неизбежен,
    примите это как данность и выполняйте данные вам приказы.
  • Примите как факт, что теперь вы заложник, и учтите изменение в обстоятельствах.
  • Подробно сообщите захватчикам о медикаментах или медицинских процедурах, которые вам прописаны.
  • Принимайте пищу, которую вам дают, даже если она неудобоварима.
  • Морально настройтесь на долгое ожидание — может пройти немало месяцев, прежде чем вас освободят.
  • Займите реалистическую позицию по отношению
  • ко всему, что вам сообщают ваши захватчики.
  • Систематически занимайте ваш разум конструктивными, положительными размышлениями.
  • Составьте расписание дня, включая программу физических упражнений, и придерживайтесь его.
  • Старайтесь следить за временем, даже если у вас отобрали часы.
  • Воспользуйтесь любыми удобствами и привилегиями, которые вам предоставят захватчики.
  • Поддерживайте чистоту насколько это возможно.
  • Наладьте, если это возможно, контакт с захватчиками и постарайтесь заслужить их уважение.
  • Избегайте возможного соблазна (и связанных с этим рисков) разделить политические взгляды ваших захватчиков.

Чего нельзя делать

  • Не настраивайте ваших захватчиков против себя, вы в их власти.
  • Не позволяйте втягивать себя в разговоры о противоречивых вещах, таких как политика или религия.
  • Не позволяйте себе впадать в уныние или излишний оптимизм.
  • Не пытайтесь прибегнуть к насильственным действиям или к словесной агрессии.
  • Не пытайтесь сбежать.
  • Не дайте внушить вам, что все о вас забыли.

Профилактика экстремистских проявлений в молодежной среде

Методические рекомендации

     Для успешной организации работы по противодействию вовлечения учащихся в экстремистские организации и группировки необходимо знать причины и условия, способствующие развитию агрессивных настроений в молодежной среде. Факторы экстремизма в подростково-молодежной среде (психологический аспект): среди групповых социально-психологических факторов могут быть выделены следующие:

  • установки, предубеждения родителей;
  • взгляды, убеждения референтной группы (включая группу сверстников);
  • влияние авторитетных лиц в условиях референтной группы и др.
  • стресс в результате социальной модернизации и процессов интеграции/дезинтеграции в обществе; Указанные выше факторы действуют наряду с личностными факторами, среди которых можно назвать:
  • представления, установки подростков;
  • индивидуально-психологические особенности (повышенная внушаемость, агрессивность, низкие сензитивность и чувство эмпатии, индивидуальные особенности реактивности и протекания психических процессов);
  • эмоциональные особенности (состояние психического напряжения) Основные задачи профилактики экстремизма:
  • Воспитание у учащихся установок признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, соблюдения законов;

 · Формирование норм социального поведения, характерного для гражданского общества;

  • Повышение роли семьи в формировании у детей норм толерантности и снижение социальной напряженности в обществе;

 · Противодействие экстремизму через общественные организации, ученическое самоуправление;

  • Внедрение в школьную среду практики норм толерантного поведения; · Воспитание законопослушных граждан, уверенных в неотвратимости наказания за осуществление экстремистской деятельности;

 · Отработка навыков безопасного поведения учащихся в момент угрозы террористического акта. При организации работы по профилактике молодежного экстремизма необходимо учитывать, что она представляет собой систему, включающую несколько уровней:

   1. Вся молодежь, проживающая на территории Беларуси. На этом уровне необходимо осуществление общепрофилактических мероприятий, ориентированных на повышение жизненных возможностей молодых людей, снижение чувства незащищенности, невостребованности, создание условий для их полноценной самореализации и жизнедеятельности.

   2. Молодежь, находящаяся в ситуации возможного «попадания» в поле экстремистской активности (молодежь в «зоне риска»). В данном контексте деятельность по профилактике экстремистских проявлений в молодежной среде должна быть направлена на молодых людей, чья жизненная ситуация позволяет предположить возможность их включения в поле экстремистской активности. К таким категориям могут быть отнесены:

- дети из неблагополучных, социально-дезориентированных семей, с низким социально- экономическим статусом, недостаточным интеллектуальным уровнем, имеющим склонность к трансляции девиаций (алкоголизм, наркомания, физическое и морально- нравственное насилие);

 - «золотая молодежь», склонная к безнаказанности, вседозволенности, экстремальному досугу и рассматривающая участие в экстремистской субкультуре как естественную форму времяпрепровождения;

 - дети, подростки, молодежь, имеющие склонность к агрессии, силовому методу решения проблем и споров, с неразвитыми навыками рефлексии и саморегуляции;

- носители молодежных субкультур, участники неформальных объединений и склонных к девиациям уличных компаний;

- члены экстремистских политических, религиозных организаций, движений, сект. При организации профилактической работы важно учитывать социально- экономические и возрастные особенности разных периодов, в которых оказываются подростки и молодежь. Наиболее опасным, с точки зрения вхождения в поле экстремистской активности, является возраст от 14 до 22 лет. На это время приходится наложение двух важнейших психологических и социальных факторов. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности, которая формируется по самой примитивной схеме «мы» - «они». Также ему присуща неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию. В социальном плане большинство молодых людей в возрасте от 14 до 22 лет оказываются в позиции маргиналов, когда их поведение не определено практически никакими социально-экономическими факторами (семья, собственность, перспективная постоянная работа и др.). В этой связи основные действия по снижению экстремистских проявлений в молодежной среде должны быть ориентированы на:

- оптимизацию социальной среды (в целом), в которой находятся молодые россияне, ее улучшение, создание в ней пространств для конструктивного взаимодействия, стимулирования у молодежи положительных эмоций от участия в реализации социальных проектов, от анализа достижимых перспектив, а также от реального опыта решения проблем молодого поколения;

 - создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности молодого человека, включения его в социокультурное пространство ближайшего сообщества и социума в целом. Итогом такой работы должно стать формирование толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма;

- разработку системы психокоррекционной работы, нацеленной на профилактику ненормативной агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур.

   При изучении таких школьных предметов, как основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), обществоведение, использовать возможности образовательных программ для становления правового воспитания учащихся. «Литература», «История» помогут обратить внимание учащихся на культурное и историческое наследие других народов, на то, как они обогатили русскую культуру, и какой внесли вклад в развитие нашей страны. Данные дисциплины должны способствовать формированию у них таких качеств и возможностей как: · чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за жизнь своей страны, сохранности ее духовного и культурного наследия;

 · толерантности, терпимости к проявлению индивидуальности другими людьми;

  • уважения прав других людей иметь разные точки зрения;

 · способности самостоятельно анализировать информацию, в том числе обществоведческого, политического, экономического, социального характера;

  • умение самостоятельно осуществлять выбор своей позиции, принимать решения, осознавать их последствия;

 · осуществление своих социальных ролей в обществе, семье, трудовом коллективе.

   Традиционная цель гражданского воспитания в образовательном учреждении – формирование правовых знаний, правил поведения в социуме. Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл. Основными мероприятиями могут быть:

- координация взаимодействия с комиссией по делам несовершеннолетних, инспекцией по делам несовершеннолетних, судом, прокуратурой с целью привлечения к сотрудничеству в проведении родительских собраний, педагогических советов, классных часов в учреждениях образования;

- организация и проведение элективных курсов по проблемам правового воспитания; проведение круглых столов по актуальным вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников с привлечением родительской общественности, правоохранительных органов;

- проведение классных часов с целью освоения учащимися общечеловеческих норм нравственности и поведения; рассмотрение вопросов профилактики правонарушений, правового воспитания, формирования законопослушного поведения учащихся на коллегиях, педагогических советах, на Советах профилактики, классных собраниях;

 - проведение родительских собраний по проблеме формирования законопослушного поведения учащихся;

 - организация индивидуальных встреч учащихся и их родителей с социальными педагогами, психологами, сотрудниками правоохранительных органов по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения учащихся;

- оказание юридической помощи несовершеннолетним и их родителям по вопросам защиты прав и законных интересов семьи, учащихся.     Педагогическим коллективам важно активизировать работу среди учащихся по раскрытию сущности и деятельности экстремистских организаций и групп. Проводить работу в этом направлении следует совместно с органами внутренних дел, с привлечением ученического самоуправления, родительской общественности, общественных организаций. Следует организовать работу консультационных пунктов для учащихся и родителей с привлечением психологов, социальных педагогов, инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье и школе. Работа с детьми и подростками по формированию правовой компетентности строится с учетом дифференцированного подхода, возрастных и индивидуальных особенностей. Проводя профилактическую работу с молодежью, особенно с подростками, важно учитывать, что совершаемые ими поступки в значительной мере обусловлены групповыми нормами. Им свойственно подражание, психологическая зависимость от лидера и группы, стремление показать себя сторонником провозглашенных ценностей. Тем самым, любые подростково-молодежные группировки и сообщества являются еще и средой социализации, формирования личности.

Психолого-педагогическое просвещение родителей и обучающихся

Психолого-педагогическое просвещение родителей.

Примерная тематика занятий:

  1.  Приоритетные задачи и рассматриваемые проблемы.
  2. Молодежные субкультуры.

3. Формирование у родителей общих представлений о понятиях «молодежные неформальные объединения», «молодежные субкультуры», «деструктивные молодежные объединения».

4. Повышение компетентности родителей по проблемам молодежных субкультур, профилактике вовлечения подростков в объединения деструктивной направленности.

5. Преступления и наказания.

6. Меры ответственности родителей за преступления, совершаемые несовершеннолетними детьми.

7. Правонарушения несовершеннолетних.

8. Психолого-педагогические основы проявления агрессии у детей и профилактика экстремизма в подростково- молодежной среде 9. Развитие представлений родителей о психолого-педагогических аспектах проявления форм агрессии.

10. Профилактика социальной агрессии, вандализма в детско-подростковой и молодежной среде.

11. Закон и ответственность. Меры ответственности родителей за преступления, совершаемые несовершеннолетними детьми.

12. Преступление и подросток. Вовлечение детей в преступную деятельность. Возраст уголовной ответственности.

13. Правонарушения несовершеннолетних. Виды юридической ответственности.

14. Терроризм и экстремизм Информирование родителей о понятии терроризм, экстремизм.

15. Ознакомление родителей с основными составляющими формирования у подростков твердой жизненной позиции.

16. Обсуждение проблемы занятости подростков во внеурочное время с целью профилактики негативных проявлений в поведении.

Повышение правовой компетентности обучающихся

Тематика занятий

  1. Вандализм: причины и последствия.
  2. Экстремизм и терроризм. Административная и уголовная ответственность за проявления экстремизма.

 Материалы к занятиям для учащихся:

 К теме 1. Вандализм: причины и последствия. Целевые ориентиры: знакомство с понятиями «вандализм» и «вандалы», предоставление информации об ответственности за акты вандализма.

Ключевые задачи:

  • Познакомить обучающихся с понятием «вандализм», проанализировать социально- психологические факторы проявлений вандализма

 · Показать на примерах разрушительные последствия совершения актов вандализма

  • Дать представления о мерах ответственности за совершение актов вандализма

Краткое содержание: Изучение понятий «вандализм», «вандалы». Информирование о видах вандализма, людях, которые совершают акты вандализма и их целях. Определение действий, которые могут определять как «вандализм». Основные виды вандализма. Анализ факторов возникновения вандализма. Цели вандализма. Знакомство обучающихся с основными мерами ответственности за проявления вандализма.

К теме 2. Экстремизм и терроризм. Административная и уголовная ответственность за проявления экстремизма.

 Целевые ориентиры: сформировать у учащихся представление об экстремизме как об одной из актуальных проблем современного общества, об ответственности, предусмотренной законодательством за экстремистскую деятельность.

Ключевые задачи:

  • ознакомить учащихся с понятиями «толерантность», «патриотизм» и «экстремизм»;
  • показать на примерах разрушительные последствия экстремистской деятельности;
  • определить основные признаки проявлений экстремистской направленности;
  • познакомить учащихся с понятиями административной и уголовной ответственности;
  • предоставить учащимся сведения об ответственности, предусмотренной статьями административного и уголовного кодексов за экстремистскую деятельность (с анализом конкретных ситуаций);
  • информировать учащихся о правовой ответственности за ложный терроризм.

Краткое содержание: Понятие экстремизма. Признаки экстремизма. Причины экстремизма. Мотивы преступлений экстремистского и террористического характера. Возраст наступления административной и уголовной ответственности. Ответственность за проявления экстремизма. Административные правонарушения: производство и распространение экстремистских материалов. Уголовная ответственность за экстремистские преступления. Понятие о преступлениях экстремисткой направленности. Преступления против личности. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина. Преступления против общественной безопасности и общественной нравственности, а так же безопасности государства. Информирование подростков об ответственности за отдельные преступления экстремистской направленности:

 · публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности;

 · возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства;

  • организация и участие в экстремистском сообществе.

 · Знакомство с понятием «терроризм», «террористический акт». Виды преступлений террористического характера. Правовая ответственность за «шутки» о террористических актах.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.