<iframe allowfullscreen="" frameborder="0" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/Mu1JNCyRDZ4" width="420"></iframe>
Тема инновационного проекта
Внедрение модели формирования кросскультурных компетенций учащихся учреждений общего среднего образования
Сроки проведения инновационной деятельности: 2015-2017гг.
Обоснование целесообразности осуществления инновационного проекта
Инновационное общество XXI века нуждается в людях активных и инициативных, творческих и ответственных, стремящихся и умеющих решать сложные задачи, готовых работать в условиях глобального, постоянно меняющегося мира. Но XXI век - это еще и чрезвычайно сложное время, характеризующееся, с одной стороны, невиданной ранее мобильностью людей, взаимным проникновением и ассимиляцией культур, а с другой, социальными, расовыми и религиозными конфликтами, нежеланием отдельных лидеров, групп людей, а порой и государств, услышать и принять «другого», отойти от стереотипов, принять человека и его жизнь как высшую ценность. Поликультурный, многонациональный социум ставит перед современной общеобразовательной школой сложнейшие задачи в области нравственного и гражданского воспитания. Обеспечить гражданский мир, социальную стабильность и информационную защиту общества, создать благоприятный режим социализации новых поколений особенно важно на этапе модернизации, которая происходит в условиях нарастающей изменчивости современного мира.
В Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь особое внимание акцентируется на проблеме социального воздействия как процессе взаимодействия друг на друга субъектов социального мира, в результате которого формируются общественные и межличностные отношения, обеспечивается организация жизнедеятельности социума, осуществляется взаимный обмен информацией, чувствами, реализуется совместная деятельность.
Совершенствование содержания воспитательной работы, создание определённых условий воспитания, учёт возрастных особенностей в процессе формирования культуры социального взаимодействия затрагивает мотивационную, познавательную и поведенческую сферы личности школьников, обеспечивая тем самым её полноценное развитие.
На сегодняшний день в современном белорусском обществе, несмотря на уже многолетнюю практику внедрения образовательных инноваций и большой объём теоретических исследований, проблема формирования кросскультурных компетенций субъектов образовательного процесса в контексте нравственных установок белорусского менталитета остается одной из ведущих.
Социально-экономические условия агрогородка Конвелишки не позволяют в полной мере решить задачу формирования культуры социального взаимодействия различных категорий учащихся и развития их компетенций.
Поставленная на современном этапе перед учреждением образования задача повышения качества образования предполагает не только формирование веры и убеждений, но и претворения теоретических положений в конкретные дела. В связи с этим в последнее время активизируется поиск новых средств и форм организации процесса непрерывного воспитания.
Важным направлением в решении этой проблемы являются учреждения образования. Проектирование открытой модели организации воспитательной системы социально активного УО будет способствовать развитию коммуникативных навыков различных категорий учащихся в контексте нравственных установок белорусского менталитета.
Кросскультурная грамотность человека формируется на основе знания собственной национальной культуры и отношения к людям с позиции общечеловеческих ценностей. Кросскультурная грамотность так же определяется как понимание культуры других народов. Кросскультурная осознанность – важная компетенция успешных людей в современном цивилизованном обществе.
Актуальность и обоснование целесообразности внедрения инновационного проекта
Обществу будущего потребуются люди умеющие мыслить и действовать глобально и творчески, умеющие налаживать международные контакты, сотрудничать, а не соперничать с партнёрами, обладающие высоким уровнем социокультурной компетенции, с развитыми чувствами эмпатии, трансспекции, толерантности, умеющие позитивно разрешать конфликтные ситуации, владеющие высокой коммуникативной культурой. Все эти качества несомненно являются залогом для налаживания «диалога культур». В мире, где взаимопроникновение различных культур принимает все большие масштабы, обучение ценностям и навыкам «жизни сообща» стало первоочередной задачей воспитания. Говоря о «жизни сообща», мы понимаем не просто знакомство и принятие другой культуры, но и умение и желание взаимодействовать с людьми других национальностей, культур в различных областях науки, искусства. В условиях школьной практики эту идею можно реализовать через формирование кросскультурных компетенций учащихся. Содержанием данных компонентов является воспитание интереса и уважения к культурам разных народов нашей планеты, умение вести «диалог культур», формирование национального самосознания. Таким образом, обеспечивается соответствие международным стандартам образования и происходит адекватное и естественное развитие нации в условиях современного мира.
Воспитание должно содействовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в современном мире, а с другой – привить ему уважение к другим культурам. Высокая кросскультурная компетентность выпускников школы является залогом их успешного дальнейшего обучения и профессиональной деятельности. Она важна для культурной и психологической адаптации, понимания этических, правовых и моральных норм. Педагогические работники должны помочь учащимся осознать, что в мире существует множество ценностей, что некоторые из этих ценностей отличаются от их собственных, они коренятся в традициях того или иного народа и являются для него закономерным плодом его опыта и исторического развития.
Для реализации инновационного проекта в учреждении образования уже существует ряд предпосылок:
1. за последние годы в учреждении образования «Учебно-педагогический комплекс Конвелишские ясли-сад-средняя школа» сложилась определенная система по культурно-моральному воспитанию, включая работу по направлениям: «Культура отношений», «Гражданин-патриот», «Лидер», «Здоровье. Пороки. Будущее». Данная деятельность позволила привить у учащихся гордость за культурно-исторические достижения своего народа, осознать специфику родной культуры, а также познать особенности культурного многообразия Беларуси;
2. в школе организована работа клубных объединений, кружков:
2.1.«Бригантина», члены которого занимаются пропагандой правовой и политической культуры, освоением знаний идеологии белорусского государства;
2.2 .«Наш родной край», целью которого является ознакомление учащихся с белорусскими традициями и обычаями, этнографией и фольклорным наследием;
2.3. «Спадчына», целью которого является развитие творческих способностей на основе театральной и литературной культуры;
2.4. «Гучы, роднае слова», участники которого изучают специфику и особенности литературы, декламаторского искусства, поэтической речи;
3. организовано сотрудничество учреждения образования с Вороновским центром развития детей и молодежи, что даёт возможность знакомить учащихся с основами польского языка через дополнительное образование – кружок «Stokrotki»;
4. функционирует школьный историко-этнографический музей;
5. высокий уровень инновационной компетентности педагогов школы, на что указывает высокий образовательный и методический потенциал педагогов (89% педагогов имеют высшую и первую квалификационную категории), формирование исследовательских компетенций, проектирование деятельности самих педагогов по овладению новыми знаниями путём самообразования, самоорганизации и формирования их профессиональных компетенций. Исследования показывают, что активно реализуют свои потребности в саморазвитии – 92% педагогов;
6. активное использование эффективных образовательных технологий (интерактивных технологий, технологии социального проектирования, технологии организации коллективной мыследеятельности учащихся; технологий КТД, коммуникативных технологий).
Внедрение модели формирования кросскультурных компетенций учащихся учреждений среднего образования является актуальной задачей для государственного учреждения образования «Учебно-педагогический комплекс Конвелишские ясли-сад-средняя школа», где учатся и воспитываются дети разных национальностей – поляки (62%), белорусы (26%), (литовцы (9%), другие национальности (3%). Проведённые опросы родителей и представителей общественности микрорайона УПК зафиксировали наметившееся изменение социального заказа, которое не может быть удовлетворено достигнутым состоянием школы, несмотря на значительные успехи в её образовательной и воспитательной работе.
Мониторинг уровня воспитанности учащихся школы свидетельствует о недостаточном уровне сформированности у них знаний о мировых культурах (32%), специфических культурных ценностях (39%), отсутствии способности быть культурным медиатором (40%), что немаловажно для интеграции каждого человека в мировое культурно - образовательное пространство. Как показывает практика, учащиеся не в полной мере владеют умениями и навыками в ситуациях межкультурного общения (38%).
Причинами перечисленных проблем является то, что вопросы межкультурных отношений ранее никогда не относились к приоритетам образовательной деятельности; педагогами недостаточно внимания уделялось вопросам формирования вербальных и невербальных коммуникаций через конструктивную деятельность, не создавались необходимые условия для кросскультурного воспитания.
В обществе в целом и в реальной образовательной практике наблюдаются серьезные противоречия между:
-значимостью развития толерантности и гражданской активности подрастающего поколения и недостаточным вниманием к данным процессам;
-потребностью общества в граждански активных людях, готовых к решению широкого спектра социальных задач, и традиционным подходом к образовательному процессу;
-потребностью школьной практики в новых формах, методах, видах, приёмах формирования кросскультурных компетенций и теоретической неразработанностью данной проблемы;
-между возрастанием роли гуманистически ориентированных отношений между разными субъектами воспитательного процесса, основанных на проявлении таких качеств личности как толерантность, эмпатия, сотрудничество, коммуникативная культура и традиционным авторитарным подходом в воспитании;
-между широкими потенциальными возможностями новых телекоммуникационных технологий в деле формирования кросскультурной грамотности и слабым воплощением этих возможностей в школах;
Актуальность проекта по внедрению модели формирования кросскультурной компетентности учащихся объясняется:
-недостаточным уровнем сформированности кросскультурных компетенций учащихся и методической подготовки педагогов по данной проблеме;
-недостаточно эффективным использованием ресурсов школы и социума по формированию кросскультурных компетенций учащихся:
-необходимостью обновления содержания, оптимизации форм и методов кросскультурного воспитания.
Только комплексный подход неуклонно приведет к повышению качества воспитания. Эффективность реализации проекта будет обеспечиваться совокупностью педагогических условий: моделирование кросскультурного образовательного пространства учреждения образования, программно-методическое обеспечение формирования кросскультурной компетентности учащихся, активизация проектно-исследовательского потенциала образовательного процесса.
Внедрение модели формирования кросскультурных компетенций обучающихся через конструктивную деятельность в практику повысит качество воспитания в условиях учреждения образования.
Реализация проекта:
-будет способствовать получению учащимися опыта кросскультурной коммуникации, непосредственному взаимодействию с носителями других культур, поисковой, исследовательской деятельности, развитию критического мышления, становлению творческого отношения к деятельности;
-будет способствовать формированию у учащихся системы кросскультурных компетенций: умения жить в многонациональном мире, препятствовать возникновению ошибок в ситуациях межкультурного взаимодействия и находить адекватные формы взаимодействия с целью поддержания атмосферы согласия и взаимного доверия, противостоять деструктивному воздействию различных субкультур, нетрадиционных религиозных верований; развитию у них позитивного отношения к представителям иных наций;
-обеспечит саморазвитие учащегося как личности, воспринимающей и созидающей культуру, способной прогнозировать жизнедеятельность в обществе с разными культурами;
-будет содействовать повышению кросскультурной осведомленности (знание культурных традиций, обычаев, национальных особенностей, владение родным и иностранными языками) как основы становления кросскультурного менталитета;
-будет ориентировать учащихся на социально значимую проектную деятельность, обеспечивающую личностное принятие нравственных ценностей и их закрепление в социальных практиках;
-будет обеспечивать взаимосвязь развития толерантности, социальной активности и гуманистической направленности;
-мотивировать участие педагогов в повышении квалификации и профессиональной переподготовке для работы в инновационном режиме;
-позволит обновить содержание, формы и методы воспитательной работы с учащимися с учётом современных подходов, оптимизировать содержание, организацию и управление педагогическим процессом.
В современных условиях эта проблематика занимает одно из центральных мест в исследованиях ученых, о чем свидетельствует целый ряд публикаций Н.Л. Шамне, С.Г. Тер-Минасовой, О.А. Леонтовича, Д.Б. Гудкова, Т.Г. Грушевицкой, Л.И. Гришаевой, Л.В. Цуриковой и др.
В современном мире политические, идеологические и культурные границы между странами и народами, государствами и континентами достаточно размыты, что обусловлено степенью и масштабом развития межкультурных контактов. Этим обстоятельством обусловлено наличие тесных кросскультурных взаимодействий.
Осознание существующих тенденций развития кросскультурной коммуникации актуализирует в современном обществе потребность в соизмерении и согласовании ценностного базиса мировых культур с целью оптимизации механизмов эффективности кросскультурной коммуникации. В этих противоречивых условиях возникает необходимость детального рассмотрения базовых ценностно-нравственных оснований и механизмов кросскультурной коммуникации, теоретических и методологических подходов к ее изучению.
Цель проекта
Подготовка выпускника учреждения общего среднего образования, умеющего позиционировать себя в современном мире, презентовать себя и свою страну, эффективно взаимодействовать с представителями разных культур, осознавать необходимость изучения культурных истоков представителей разных народов через формирование кросскультурных компетенций
Задачи проекта:
1.Изучить и проанализировать состояние теории и практики, нормативные правовые документы по проблемам формирования кросскультурных компетенций.
2.Создать и совершенствовать систему повышения квалификации педагогов по теме проекта.
3.Разработать материалы и механизмы мониторинга хода и результатов внедрения модели формирования кросскультурных компетенций учащихся через конструктивную деятельность.
4.Способствовать получению обучающимися опыта кросскультурной коммуникации, непосредственному взаимодействию с носителями других культур, поисковой, исследовательской деятельности, развитию критического мышления, становлению творческого, активного отношения к деятельности и гуманистической направленности обучающихся на основе использования современных образовательных технологий (сетевого взаимодействия, on-line конференций, интерактивных методов, технологий развития критического мышления, проектных и др.);
5. Применять в образовательном процессе современные образовательные технологии для повышения кросскультурной осведомленности обучающихся как основы становления кросскультурного менталитета;
6.Разработать методические рекомендации по распространению в массовую образовательную практику опыта работы по формированию кросскультурных компетенций учащихся.
Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан инновационный проект
Кросскультурная компетентность как научная проблема исследовалась многими ученым и трактовалась по-разному, а именно как многокультурная компетентность, компетентность многообразия, межкультурная компетентность, кросскультурная эффективность, кросскультурная грамотность. Несмотря на такое разнообразие терминологий, перечисленные понятия являются синонимами.
А.Т.Колосовская рассматривает кросскультурную компетентность как интегральное качество личности, включающее знание об особенностях иной культуры, умения интерпретировать инокультурную информацию, опыт коммуникативной деятельности, качества личности (эмпатию, толерантность).[1]
По мнению Р.Хенви, кросскультурная грамотность – постижение особенностей культуры и народа – ее носителя на уровне сознания, различий между своей и чужой культурами:
-готовность их понять при наличии таких черт личности как эмпатия, толерантность и др.
-проявление уважения и терпимости к разным привычкам, вкусам, взглядам, нормам жизни. [2]
В работе А.Г.Лапшина дается следующее определение кросскультурной грамотности: «это осознание различий в идеях, обычаях, культурных традиций, присущих разным народам, способность увидеть общее и различное между разнообразными культурами и взглянуть на традиции собственного общества глазами других народов» [3].
В.Т.Рощупкин определяет кросскультурную компетентность как «способность, умения человека принимать содержание и форму культуры другого народа, участвовать в совместной культурной деятельности, обогащающей и развивающей его как личность» [4].
Кросскультурная компетентность представляет собой сложное системное образование, которое в себя включает знание, понимание, уважение языка, традиций, обычаев и национальной психологии того или иного этноса или народа [5].
Анализ источников позволил нам сделать вывод о том, что кросскультурная компетентность – это личностное качество человека, формирующееся посредством проникновения в чужую культуру, наследие, традицию, историю, этимологию, это коммуникативные умения учеников, проявляющиеся в процессе обмена культурного опыта с людьми разных национальностей.
В процессе работы над проектом осуществляется изучение культуры, социально-экономического, исторического развития литовского, польского народа в контексте общественно-исторического развития Республики Беларусь. Культура и история поляков, белорусов и литовцев послужит наглядной основой для усвоения знаний, овладения умениями применять полученные знания в конкретных жизненных ситуациях. Модель формирования кросскультурной компетентности субъектов образовательных отношений на основе конструктивного диалога позволит объединить лучшие стороны не только личностно-ориентированной, но и коллективной системы воспитания, учитывать традиции интернационального воспитания. Предусматривается широкое использование как индивидуальных, так и коллективных форм взаимодействия с учениками. Все компоненты модели тесно связаны составными частями воспитательной системы региона, обусловлены особенностями этой системы и направлены не только на развитие учащихся, но и социума.
Подтверждение результатов педагогической эффективности и социально-экономической значимости, апробированных в ходе экспериментальной деятельности фундаментальных и прикладных научных исследований
Данная модель апробировалась на базе двух российских школ - «Пансионе воспитанниц МО РФ» (Санкт-Петербург) и МУО «Средняя школа №1 города Казани». Экспертные оценки, проведенные учителями, которые реализовывали проекты в своих регионах, показывают, что внедрение разработанной модели привело к развитию у детей эрудиции, личностного самоопределения, ответственности как за себя, так и за своих одноклассников, интереса к коммуникации с носителями языка и к изучению культуры других стран.
Описание структуры и содержания внедряемой инновационной модели
Реализация проекта позволит создать условия для формирования у обучающихся следующих кросскультурных компетенций:
-знания о культуре и традициях своего народа; наличие интереса к иной культуре; толерантность в отношениях с другими людьми и готовность принимать их позиции и установки (социокультурный критерий);
-умение поддерживать общение с окружающими людьми, культура общения; наличие навыков находить выход из проблемных ситуаций в общении с окружающими людьми, готовность адаптироваться к социальным изменениям (компетентностный критерий);
-наличие положительного отношения к культуре другого народа, уважение иных культурных и жизненных ценностей; готовность к эмоциональному восприятию духовных ценностей представителей разных культур, уважение национальных традиций (эмоционально-ценностный критерий).
Формирование личности, обладающей вышеперечисленными знаниями, умениями, соответствующими личностными качествами, произойдет в ходе реализации поставленных задач по следующим направлениям инновационной деятельности:
- организация урочной и внеурочной деятельности учащихся;
- организация деятельности школьных объединений детей;
- организация коллективных творческих дел, реализация проектов с привлечением общественных объединений района;
- организация деятельности по формированию коммуникативных и конструктивных навыков;
- организация международного сотрудничества.
- Организация урочной и внеурочной деятельности учащихся:
-использование новых форм проведения уроков истории, обществоведения, русского и белорусского языка и литературы, иностранных языков, с использованием краеведческого, регионального компонента; смещение акцента на формирование толерантного отношения к представителям других культур и готовность принимать их позиции и установки;
-будет организовано изучение факультативов “Польский язык”, “Лексико-грамматический практикум по английскому языку”, “Подготовка школьника-лидера и организатора детского и молодежного движения”;
-цикл тематических классных часов с использованием интерактивных форм проведения, посвященных расширению знаний о культуре и традициях других народов, направленных на формирование умения вести конструктивный диалог, а также адаптироваться к социальным изменениям и находить выход из проблемных ситуаций в общении с окружающими людьми.
2.Организация деятельности школьных объединений детей и взрослых:
-организация деятельности клуба “Наследие”, в рамках работы школьного историко-этнографического музея, что позволит формировать у учащихся этническую толерантность, гражданскую идентичность, патриотизм, гордость за совою страну и свой народ;
-расширение деятельности тимуровского отряда “Милосердие” с целью воспитания толерантности, умения строить отношения и диалог с людьми с особенностями психофизического развития через:
- продолжение работы с детьми-инвалидами и детьми, оставшимися без попечения родителей;
- организация акций “Забота”, “10 хороших дел”;
-на сайте УПК будет открыта рубрика “Инновация”, в которой будут представлены материалы учащихся о культурах разных стран;
-участие школьников в акциях: “Мы такие разные, мы такие похожие”, “Много голосов - один мир”, “Мы такие разные - в этом наше богатство”, “Мы вместе - в этом наша сила”, “Толерантность - дорога к миру”, целью проведения которых является установление традиции единения людей. воспитания ответственности за сохранность и защиту мира, культурных творений человека, а также объединение учащихся в устремлении к духовному совершенствованию, творческому, деловому сотрудничеству;
-создание клуба “Дружба без границ”, организация деятельности которого будет способствовать формированию знаний о мире через Интернет-общение учащихся УПК со сверстниками из других стран.
3.Организация коллективных творческих дел, культурно-массовых, социально-значимых и спортивных мероприятий с целью знакомства с многообразием культуры мира, реализация проектов с привлечением общественных объединений района:
-проведение КТД “Карнавал мира”, “Город мастеров”, “Созвездие талантов”;
-реализация школьных мини-проектов: “Спадчына”, “Бабулін куфэрак”, “Seima”;
-проведение тематических декад “Танцы народов мира”, “Кухня народов мира”, “Любимое блюдо моей семьи”, “Семейный календарь”, “Миротворцы”, “Белорусские корни Адама Мицкевича”, “Уроженцы Беларуси - граждане мира”;
-заочные путешествия с использованием интерактивных технологий “Великое Княжество Литовское - колыбель государственности Беларуси и Литвы”, “Традиции белорусов и поляков”;
-открытие виртуальной экспозиции школьного музея “Культура и традиции народов Литвы и Польши”;
-фестиваль семейных талантов “Моя семья”.
4.Организация деятельности по формированию коммуникативных и конструктивных навыков:
-проведение тренинговых занятий “Межкультурная компетентность”, “Культурные партнеры делового общения”, “Международные переговоры”, направленных на обучение учащихся кросскультурным коммуникациям;
-проведение тренинговых занятий “Размышляя о себе самом”, где будет раскрыта сущность понятия “инаковость по изучению и популяризации белорусской культуры, культурных традиций других народов”, выявлены отличительные составляющие толерантности, такие как эмпатия, доверие, воображение, сочувствие.
5.Международное сотрудничество (участие в форумах, слетах, обмен информацией со сверстниками по вопросам межкультурного общения через использование информационно-коммуникационных технологий:
-участие в международном движении “Посткросссинг”;
-организация сотрудничества с музеями Литвы и России в рамках деятельности школьного историко-этнографического музея с целью организации совместной научно-исследовательской деятельности;
-организация и проведение интернет-викторин.
Критерии и показатели эффективности
внедрения инновационного проекта
Критерии эффективности |
Показатели эффективности |
Шкала измерений, диагностический инструментарий, методика |
Умение себя позиционировать |
Осознание собственных национальных характеристик. Наличие интересов к другой культуре. Готовность противостоять деструктивным воздействиям внешней социальной среды в вопросах кросскультурного взаимодействия. |
Анкетирование, опрос, наблюдение на уроках и внеклассных мероприятиях. Тест «Кто Я?» , «20 высказываний», методика М.Куна, Т.Мак-Парланда; определение уровня готовности к позитивному взаимодейчствию с представителями разных культур по Т.Ю.Гурьяновой; анкета выявления уровня поликультурной компетентности В.А. Ершова; методика «Оценка способов реагирования в конликте» по К.Н. Томасу, «Оценка уровня общительности» (тест В.Ф.Ряховского). |
Умение себя презентовать |
Умелое использование позитивных, социализирующих возможностей интернета. Развитие навыков самоконтроля, саморазвития, самоопределения и самореализации, повышение мотивации к изучению иностранных языков |
Методика межличностных, внутриличностных отношений (Лири). Оценочные шкалы коммуникативности. Тестирование «Оцени себя»; «Лесенка», методика «РЕПКА» (позволяет оценить уровень сформированности у учащегося компетентности, самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии). Анализ результатов проведенных дебатов, дискуссий, интерактивных игр. |
Умение защитить себя и свою страну |
Гражданская активность. Гражданское самосознание через оценку своего знания, нравственного облика, интересов, идеалов и мотивов поведения. Ответственность за свои поступки и действия, инициативность. Готовность к духовно-нравственному развитию. |
Анкета «Оценка уровня сформированности гражданского самосознания у учащегося». Методика «Самоанализ (анализ) личности». Анализ результатов проведенных дебатов, дискуссий, интерактивных игр. |
Умение эффективно взаимодействовать с представителями разных культур |
Толерантность. Повышение уровня коммуникативных навыков, конструктивного взаимодействия. Умение поддерживать общение с окружающими людьми, наличие элементарных навыков находить выход из проблемных ситуаций в общении с окружающими людьми. Готовность адаптироваться к социальным изменениям. Неприятие любых проявлений дискриминации (расовой, национальной, религиозной). |
Мониторинг воспитанности. Наблюдения. Опросник «КОСКОМ-2» В.Н. Куницыной; шкала «Техника общения» Н.Д. Творогова для изучения выраженности коммуникативных умений |
Ожидаемые результаты
Созданная модель предоставляет возможности учащимся:
-получать, отбирать и грамотно использовать различные виды информации, заниматься исследовательской работой и представлять результаты своей деятельности в современном виде;
-продуктивно участвовать в коллективной деятельности (совокупность индивидуальных навыков в различных сферах в сочетании с инициативностью, адекватным социальным поведением, креативностью, эффективной коммуникацией, способностью к сотрудничеству и преодолению конфликтов в групповой и коллективной деятельности);
-преодолевать предрассудки и стереотипы, уважительно относиться ко всем людям, независимо от их национальности, расы и пола;
-сформировать свою активную гражданскую позицию;
-оценивать современные и исторические события с позиции различных культурных групп;
-получить опыт адаптации к непривычной культурной среде;
- научиться вести конструктивный диалог с представителями других культур.
Ресурсное обеспечение внедрения проекта
Нормативное правовое обеспечение
Конституция Республики Беларусь.
Кодекс Республики Беларусь об образовании.
Закон Республики Беларусь «О правах ребёнка».
Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы (постановление Совета Министров №669 от 26.05.2011).
Положение о совете учреждения образования (постановление Министерства образования от 18.07.2011 г. № 84).
Положение о попечительском совете (постановление Министерства образования от 25. 07. 2011 г. № 146).
Положение о педагогическом совете и родительском комитете (постановление Министерства образования от 28.06.2011 № 47).
Всеобщая декларация прав человека.
Конвенция о правах ребёнка.
Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь
Инструкция о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования (постановление Министерства образования от 01.09.2011 № 251 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 127, 8/24371)
Постановление Министерства образования Республики Беларусь №58 от 21.07.2008г. «Об единых типовых учебных планах для общеобразовательного учреждения».
Санитарные нормы и правила "Требования для учреждений общего среднего образования" (от 27.12.2012г.)
Программа развития общего среднего образования на 2007–2016 годы (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 мая 2007 № 725, изменения и дополнения: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 октября 2008 г. № 1532).
Стратегия международного молодежного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств на период до 2020 года.
Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011-2015 годы.
Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь.
Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020г.// Национальная комиссия по устойчивому развитию Республики Беларусь; редкол.: Я. М. Александрович [и др.]. – Минск: Юнипак, 2004. – 152с.
Программа сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2011-2014 гг.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2011 г. № 669 «О государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы».
Формы отчетности
-Педагогические дневники всех участников инновационной деятельности;
-материалы диагностических процедур;
-справки по итогам внутришкольного контроля;
-творческие отчеты участников проекта по теме инновации;
-методические разработки и рекомендации;
-ежегодные справки участников инновационного проекта;
-отчеты консультанту;
-итоговая справка о ходе реализации инновационного проекта.
Кадровое обеспечение проекта
1.Директор
2.Заместитель директора по воспитательной работе
3.Педагог-психолог
4.Учитель начальных классов - 1
5.Учитель английского языка - 1
6.Учитель истории - 1
7.Учитель польского языка - 1
8.Учитель белорусского языка и литературы - 1
9.Учитель русского языка и литературы - 1
10.Воспитатель дошкольного звена - 1
11.Классный руководитель - 1
Участники проекта:
1.Разновозрастная группа №3
2. 2 класс
3.7,8 классы
4.10 класс
Учебно-методическое обеспечение
Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации и планирования социальной, идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования в 2014/2015 учебном году»
Рекомендации Министерства образования РБ по использованию музеев учреждений образования в воспитании гражданственности и патриотизма детей и учащейся молодежи
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 149 "Об утверждении Положения об учреждении дополнительного образования детей и молодежи"
Методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь о проведении профориентационной работы
Инструктивно-методическое письмо по использованию электронных средств обучения в образовательном процессе
Информационно-коммуникативные средства:
-аутентичные аудио, видео, печатные материалы;
-медиатека;
-электронные мультимедийные материалы (ЭСО, презентации, электронные варианты текстов).
Материально-техническое обеспечение
Учебно-материальная база государственного учреждения образования «Учебно-педагогический комплекс Конвелишские ясли-сад-средняя школа» соответствует действующим нормативам, оборудование помещений соответствует нормам охраны труда, противопожарной безопасности и современным требованиям, способствует удовлетворению образовательных запросов населения.
Для организации образовательного процесса школы используется 15 кабинетов, учебные мастерские, кабинет обслуживающего труда, спортивный зал, информационно-библиотечный центр. Имеется методический кабинет, кабинет заместителя директора по воспитательной работе, комната детских молодежных общественных объединений, учительская, музей. Практически все кабинеты имеют достаточную наглядно-дидактическую и методическую базу, ЭСО. Перечень технических средств обучения, аппаратуры пополняется. В учреждении оборудован компьютерный класс.
Коллективом УПК уделяется большое внимание поиску внебюджетных источников финансирования, развитию платных образовательных услуг. Средства спонсорской помощи направляются в основном на проведение косметического ремонта помещений и приобретение технических средств обучения. На развитие материально-технической базы направляются и средства от оказания платных образовательных услуг.
Сроки проведения инновационной деятельности: 2015- 2017 гг.
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный (январь - август 2015 г)
Проведение педагогического совета по принятию идеи проекта и обсуждению критериев и показателей эффективности реализации проекта;
создание необходимой нормативной правовой базы;
изучение научно-методической литературы;
оформление заявительных документов на реализацию инновационного проекта «Внедрение модели формирования кросскультурных компетенций учащихся общего среднего образования»;
формирование групп единомышленников, целевых творческих групп;
определение целей и задач деятельности, ожидаемых результатов в учебном процессе и во внеклассной деятельности.
определение основных направлений исследований, форм мониторинга, форм отчётности, анализа и оформления полученных результатов, форм коррекции и ограничения, возможных рисков и путей их преодоления;
разработка перечня индивидуальных творческих заданий для педагогов, принимающих участие в инновации;
определение базы реализации инновационного проекта (классы, предметы, семьи, педагоги);
утверждение функциональных обязанностей участников проекта;
определение задач деятельности, ожидаемый результат каждым участником инновационного проекта.
II этап – практический (сентябрь 2015 – май 2017 г.).
Анализ сформированности активной гражданской позиции участников школьного сообщества на основе созданных условий по сравнению со сложившейся традицией;
создание творческих групп педагогов по теме проекта;
проведение психолого-педагогических консилиумов, систематической учёбы (семинары, практикумы, рекомендации);
рефлексивных оперативок и коррекционно-инструктивных совещаний;
индивидуальные консультации родительской общественности;
внедрение проектов, проведение акций, КТД с привлечением всех членов школьного сообщества (учителей, родителей, учащихся), освещение их с помощью СМИ;
проведение школьных и районных мероприятий: презентаций, конференций, круглых столов, дебатов, конкурсов;
расширение сети социального партнёрства с общественными организациями, всеми заинтересованными структурами;
наращивание комплекса ресурсов;
расширение педагогического партнёрства в рамках реализации проекта с другими учреждениями общего среднего образования Республики Беларусь;
Диагностика:
готовности и мотивации к инновационной деятельности, уровня профессионализма и компетентности педагога;
уровня личностного развития учащихся;
готовности методической и социально-педагогической служб УПК к организации и сопровождению инновационной деятельности.
IІІ этап – этап обобщающий (апрель 2017 – май 2017 г.)
Анализ полученных результатов деятельности по всем тематическим линиям и во всех структурных подразделениях проекта;
составление отчётов всеми участниками проекта;
методическое оформление результатов, подготовка их к объективации и к экспертизе;
отражение в средствах массовой информации важнейших аспектов условий становления активной гражданской позиции участников школьного сообщества;
рефлексия проведённой работы;
проверка эффективности инновационного проекта «Внедрение модели формирования кросскультурных компетенций учащихся общего среднего образования»;
выявление направлений и путей дальнейшей инновационной деятельности.
ІV этап – внедренческий ( июнь - декабрь 2017 г)
Внедрение опыта в практику работы коллектива УПК, других учреждений;
разработка методических рекомендаций по итогам внедрения модели формирования формирования кросскультурных компетенций учащихся общего среднего образования.
Финансово-экономическое обоснование инновационного проекта
Внедрение инновационного проекта осуществляется за счёт бюджетной и внебюджетной деятельности, привлечения благотворительной и спонсорской помощи для приобретения литературы, программно-методических и учебно-методических комплексов, оргтехники. Предусмотрено материальное стимулирование участников проекта (п.1.3. Приложения 3).
Список литературы
1.Бермус, А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm
2.Бобрович, В. Гражданское образование в современном обществе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.belintellectuals.eu/discussions/?id=90
3. Бобрович, В. Гражданское образование (к определению основополагающих понятий). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://newsletter.iatp.by/ctr3-2.htm
4.Возможности компетентностного подхода в развитии гражданственности старшеклассников / А.В. Дергай [и др.]. – Минск: Медисонт, 2008. – 188 с.
5. Воронов, А.В. Инициативы педагогов как ресурс устойчивого развития региональной образовательной системы / А.В.Воронов // Столичное образование. – 2011. – № 2. – С.7-13.
6.Воронов, А.В. Проблемы модернизации гражданско-патриотического воспитания в учреждениях образования города Минска: современные подходы / А.В.Воронов // Столичное образование. – 2010. – № 4. – С.3-8.
7. Воронов, А.В. Проектирование деятельности по управлению инновационными процессами в образовании / А.В. Воронов // Адукацыя i выхаванне. – 2003. – № 2. – С. 25–36.
8.Воронов, А.В. Современные подходы к управлению образовательными системами в контексте реализации модели «Школа будущего» / А.В. Воронов // Кіраванне ў адукацыі. – 2008. – № 9. – С. 3–10.
9.Воронов, А.В. Современные подходы к управлению образовательными системами в контексте социализации учащейся молодёжи / А.В. Воронов // Столич. образование сегодня. – 2008. – № 2. – С. 13–24.
10.Воронов, А.В. Управление инновационными процессами в образовательных учреждениях через проектную деятельность / А.В. Воронов // Мин. шк. – 2002. – № 2. – С. 6–11.
11.Воронов, А.В. Этапы управленческой деятельности по работе с социокультурными инициативами в образовании / А.В. Воронов // Проблемы преемственности в системе образования: теория, эксперимент, практика : материалы междунар. науч.-практ. конф., Минск, 7–8 дек. 2000 г. / Нац. ин-т образования, Белорус. акад. образования. ; редкол.: Т.А. Бабкина [и др.]. – Минск, 2001. – С. 79–87.
12.Карпиевич, Д.В. Как развивать гражданственность у старшеклассников? / Д.В.Карпиевич //Образование Минщины.- 2008. -№2. — С.54–56.
13.Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии: анализ зарубежного опыта / М.В. Кларин; [Междунар.] ассоц. «Развивающее обучение». – Рига : Науч.-пед. центр «Эксперимент», 1995. – 176 с.
14.Князев, А.М. Воспитание гражданственности. 4.1. Воспитание человека и гражданина как философско-педагогическая проблема. Монография.-М.б Изд-во РАГС,2007.-184с.
15.Котова, Г.Л. Индикаторы сформированности гражданской компетентности.// Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / подред. А.В. Хуторского. М.: ИНЭК, 2007. — С. 189–195.
16.Кодекс Республики Беларусь об образовании (Раздел IV, глава 11, статья 105).
17.Савелова С.Б. Управление развитием ключевыми практиками учащихся как условие формирования их ключевых компетенций в деятельности школьного сообщества//Стратегический ресурс столицы в развитии системы образования Республики Беларусь: компетентностный подход: материалы симпозиума науч.-практ. конф. (7-8 апр. 2008г., г. Минск)/редкол.:
18.Степашов, Н.С. Творческая инициатива в системе обучения / Н.С. Степашов. – М.: Знание, 1990. – 41 с.
19.Третьяков, П.И. Оперативное управление качеством образования в школе / П.И. Третьяков. – М. : Скрипторий 2000, 2004. – 568 с.
ДЗЯРЖАЎНАЯ ЎСТАНОВА АДУКАЦЫІ
НАВУЧАЛЬНА-ПЕДАГАГІЧНЫ КОМПЛЕКС
КАНВЕЛІШСКІЯ ЯСЛІ-САД-СЯРЭДНЯЯ ШКОЛА
ЗАГАД
09 верасня 2015 года № 127
Аб арганізацыі інавацыйнай
дзейнасці ў НПК
З мэтай удасканалення навукова-метадычнага забеспячэння дзейнасці ўстановы адукацыі, укаранення вынікаў навуковых даследаванняў і інавацыйных дасягненняў у масавую практыку на падставе загада Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 24.07.2015 года №616 “Аб эксперыментальнай і інавацыйнай дзейнасці ў 2015/2016 навучальным годзе”, у адпаведнасці з Інструкцыяй аб парадку здзяйснення эксперыментальнай і інавацыйнай дзейнасці ў галіне адукацыі, зацверджанай пастановай Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 01.09.2011 года №251, у адпаведнасці з загадам упраўлення адукацыі ад 03.09.2015 года №288 “Аб арганізацыі эксперыментальнай і інавацыйнай дзейнасці ва ўстановах адукацыі ў 2015/2016 навучальным годзе”, загада аддзела адукацыі, спорту і турызму Воранаўскага райвыканкама ад 09.09.2015 года №276 “Аб арганізацыі інавацыйнай дзейнасці ва ўстановах адукацыі Воранаўскага раёна ў 2015/2016 навучальным годзе”
ЗАГАДВАЮ:
1.Арганізаваць дзейнасць па рэалізацыі інавацыйнага праекта “Укараненне мадэлі фарміравання кроскультурных кампетэнцый навучэнцаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі”.
2.ЯНУШЦЫ Г.С., намесніку дырэктара па выхаваўчай рабоце:
2.1.стварыць арганізацыйныя, навукова-метадычныя, фінансавыя, матэрыяльна-тэхнічныя ўмовы для развіцця творчай ініцыятывы педагогаў;
пастаянна
2.2.здзяйсняць дзейсны кантроль за арганізацыяй і правядзеннем інавацыйнай дзейнасці, аналізаваць падрыхтоўчы этап, ход, перспектывы і праблемы інавацыйнай дзейнасці на педсаветах, метадычных аб’яднаннях, нарадах пры дырэктары;
пастаянна
2.3.арганізаваць трансляцыю перадавога вопыту, асвятляць ход і вынікі інавацыйнай дзейнасці ў сродках масавай інфармацыі;
пастаянна
2.4.забяспечыць прадастаўленне ва ўказаныя тэрміны прамежкавых даведак аб выніках рэалізацыі інавацыйнага праекта.
пастаянна
2.5.арганізаваць дзейнасць па рэалізацыі інавацыйнага праекта ў 2, 5, 7, 8, 10, 11 класах.
3.Устанавіць намесніку дырэктара па выхаваўчай рабоце ЯНУШЦЫ Г.С. даплату ў памеры 20% за арганізацыю інавацыйнай дзейнасці ў 2015/2016 навучальным годзе.
4.Вызначыць педагогамі, якія вядуць інавацыйную дзейнасць, наступных настаўнікаў з устанаўленнем штомесячнай надбаўкі 25%:
4.1.Мухляда Ірэна Іванаўна – беларускае літаратурнае чытанне – 1 гадзіна ў 2 класе, арганізацыйна-выхаваўчая работа ў 2 класе – 1 гадзіна (усяго 2 гадзіны);
4.2.Шчуплова Алена Браніславаўна – факультатыўныя заняткі па англійскай мове ў 11 класе – 1 гадзіна; англійская мова – 1 гадзіна ў 8 класе (усяго 2 гадзіны);
4.3.Русак Ганна Францаўна – факультатыўныя заняткі па польскай мове ў 2, 5 і 8 класах – 3 гадзіны;
педагог дадатковай адукацыі – 1 гадзіна;
4.4.Адамчык Надзея Іванаўна – беларуская літаратура ў 7 класе – 1 гадзіна; факультатыўныя заняткі ў 7 класе – 1 гадзіна (усяго 2 гадзіны);
педагог дадатковай адукацыі – 1 гадзіна;
4.5.Пукель Алена Адамаўна – арганізацыйна-выхаваўчая работа ў 10 класе – 2 гадзіны.
4.6.Устанавіць вышэйназваным настаўнікам павышэнне заработнай платы ў памеры 15% аклада па пасадзе.
5. Савуль Алену Антонаўну прызначыць адказнай за падрыхтоўку інфармацыйных рэсурсаў, арганізацыю ўзаемадзеяння з дапамогай інтэрнэт-рэсурсаў з устанаўленнем штомесячнай надбаўкі ў памеры 15%.
6.Ускласці адказнасць за арганізацыю інавацыйнай дзейнасці на дырэктара НПК Якжык Н.В.
7.Кантроль за выкананнем дадзенага загада ўскласці на намесніка дырэктара па выхаваўчай рабоце Янушка Г.С.
Дырэктар НПК Н.В.Якжык