Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Профориентационная работа

Дата: 13 ноября 2014 в 10:16, Обновлено 2 июля 2023 в 15:25
Автор: Мозоль Ю. И.

rikc.by - Республиканский институт контроля знаний.

nihe.bsu.by - Республиканский институт высшей школы

giac.unibel.by - Главный информационно-аналитический центр министерства образования РБ

ripo.unibel.by - Республиканский институт профессионального образования

academy.edu.by - Академия последипломного образования

adu.by - Национальный институт образования

mintrud.gov.by - сайт Министерства труда и социальной защиты РБ

rcpom.edu.by   - сайт РЦПОМ   (рубрика "Вопрос-ответ")

edu.gov.by - сайт Министерства образования

АБИТУРИЕНТУ ОБ УНИВЕРСИТЕТЕ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ

МЧС БЕЛАРУСИ

Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цель профориентационной работы в школе:
- оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
- выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
- Профессиональной просвещение;
- Профессиональная диагностика;
- Профессиональная консультация и др.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы:
- Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
- Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
- Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;
5-7 классы:
- Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
- Представления о собственных интересах и возможностях;
- Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
8-9 классы:
- Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
- Профессиональное самопознание;
10-11 классы:
- Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Направления и формы профориентационной работы в школе:
- Оформление уголка по профориентации, странички на школьном сайте в разделе «Профориентация».
- Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, профориентационными центрами округа.
Работа с учащимися:
- Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий («Профессиональное самопознание» 9 класс) и др.;
- Тестирования и анкетирования учащихся, с целью выявления профнаправленности;
- Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
- Расширение знаний в рамках школьных предметов (труд 5-7 классы, ИКТ 7-11 классы и др.);
- Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;
- Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
- Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования;
- Проведение недель по профориентации, конкурсов по профессии, конференций.
Работа с родителями:
- Проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
- Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.
Перспективы профориентационной работы:
- Выработка системы тесного сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города;
- Организация взаимосвязи школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций;
- Привлечение родителей учащихся для профориентационной работы;
- Избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
- Пополнение библиотечного фонда литературной по профориентации и трудовому обучению;
- Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками;
- Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп;
- Организация для педагогов и классных руководителей циклов занятий, семинаров по профориентационной работе с учащимися.

ЦЕЛЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 09.01.2017 №4 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь» (далее – Указ) количество мест для получения высшего образования на условиях целевой подготовки специалистов по педагогическим специальностям установлено до 40 процентов от контрольных цифр приема.

Указом определено, что лица, прошедшие обучение в профильных классах (группах) педагогической направленности учреждений общего среднего образования при поступлении на педагогические специальности зачисляются без вступительных испытаний по результатам собеседования, проводимого учреждением высшего образования, при условии последующей обязательной работы по распределению после получения высшего образования в дневной форме за счет средств бюджета не менее 5 лет. При этом выпускники профильных классов (групп) педагогической направленности должны иметь в документе об образовании отметки не ниже 7 (семи) баллов по всем учебным предметам и отметки не ниже 8 (восьми) баллов по учебным предметам, соответствующим предметам профильных испытаний, при поступлении на педагогические специальности, перечень которых устанавливается Министерством образования, а также рекомендацию педагогического совета учреждения образования, которое они закончили.

С учетом того, что имеющие высокие показатели в учебной деятельности выпускники профильных классов (групп) педагогической направленности мотивированы на получение педагогической профессии, Министерством образования Республики Беларусь рекомендовано с данными лицами заключать договоры для получения высшего образования на условиях целевой подготовки в первую очередь.

Подготовка специалистов на условиях целевой подготовки на педагогические специальности.

Во время  вступительной компании для некоторых абитуриентов спасательным кругом становится целевое направление. Целевое направление позволяет бесплатно получить среднее специальное и высшее образование, получать стипендию, первоочередное право на получение койко-места в общежитии, гарантированное трудоустройство после окончания обучения.

Договор о целевой подготовке – документ, который подписывается тремя сторонами: абитуриентом, организацией заказчиком и учреждением образования.

Кто имеет право на получение целевого направления и в какие ВУЗы или ССУЗы  на педагогические специальности можно получить целевое направление?

Отбор абитуриентов для поступления на условиях целевой подготовки осуществляется из числа выпускников учреждений образования, проживающих в Республике Беларусь в населенных пунктах с численностью населения менее 20 тысяч человек, населенных пунктах, расположенных на территории радиоактивного загрязнения, либо в сельских населенных пунктах. Поэтому все выпускники учреждений образования Буда-Кошелевского района могут претендовать на целевое направление. Правда, абитуриент, изъявивший желание обучаться на условиях целевой подготовки, должен иметь в аттестате по профильным предметам вступительных испытаний отметки не ниже 6 баллов. Срок подачи заявок на обучение на условиях целевой подготовки –  до 1 апреля.

За три последние года заключено 36 договоров на подготовку специалистов на условиях целевой подготовки на педагогические специальности.

При заключении целевого договора абитуриент участвует в отдельном конкурсе на целевые места, выделенные району. Целевая подготовка дает большие преимущества при поступлении в ВУЗы и ССЗы по сравнению с поступающими на общих основаниях, так как фактически гарантирует поступление с баллами, которые часто значительно ниже проходных. Целевые направления можно получить в любой ВУЗ или ССУЗ, который готовит педагогических работников. В региональные учреждения образования для абитуриентов Гомельской области выделяются в первую очередь, в учреждения образования других регионов – по остаточному принципу.

Сколько лет придется отрабатывать по распределению с целевым направлением?

Срок обязательной отработки определен законодательством Республики Беларусь и  составляетне менее 5 лет для выпускников, закончивших ВУЗы, либо не менее 3 лет для выпускников средних специальных учреждений. В срок обязательной отработки по желанию выпускников может быть включен период прохождения воинской службы по призыву или в резерве Вооруженных сил Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Беларуси, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет. Учеба в магистратуре и аспирантуре  на сокращение времени отработки не влияет.

         Стоит ли брать целевое направление?

         Заключение такого договора подойдет тем абитуриента, которые планируют вернуться после учебы в родные края или хотят заранее обеспечить себя рабочим местом.

         Какие могут быть причины расторжения целевого договора?

         Во время обучения целевой договор, может быть расторгнут по следующим причинам:

         -установление гражданину, не достигшему 18-летнего возраста, инвалидности;

         -установление гражданину инвалидности I и II группы или инвалидности ребенку гражданина;

         -возникновение медицинских противопоказаний к работе по полученной специальности (направлению специальности, специализации), присвоенной квалификации;

         -ликвидация организации заказчика;

         -досрочное прекращение образовательных отношений по обстоятельствам, не зависящим  от воли гражданина, учреждения образования.

         Более подробно о целевой подготовке специалистов можно узнать ознакомившись с Постановлением  Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2011 №821 «О некоторых вопросах распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, возмещения затраченных государством средств на их подготовку и целевой подготовки специалистов, рабочих, служащих», Указом Президента Республики Беларусь от 07.02.2006 №80 «О правилах приема лиц для получения высшего образования Iступени и среднего специального образования».

     

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.